среда, 6 октября 2010 г.

ПОДАРИТЕ ДЕТЯМ СЧАСТЬЕ – НАУЧИТЕ ИХ ЧИТАТЬ!

Послесловие к Дню учителя в Год учителя.
Во-первых от души хочется поздравить всех учителей страны с их профессиональным праздником и пожелать им кроме традиционного здоровья, счастья, успехов и пр. еще и того, чтобы сегодняшние их ученики состоялись в жизни и, достигнув счастливого предпенсионного возраста, вспоминали своего любимого учителя, по-доброму, с благодарностью...
И чисто мужская радость: победили - представители гендерного меньшинства в современной школе (увы). Если здесь и сокрыт некий pr-смысл, то он не умаляет ни в коей мере заслуг уважаемых победителей! Так и хочется сказать: «Значит нужные книжки они в детстве читали».
По этому поводу подбрасываю уважаемому сообществу вопрос: А читают ли сегодня сами учителя, библиотекари? Я не имею в виду лауреатов. Интересно "пощупать" тему в самой толще педагогических масс. 
Этому мы посвятили интерактивный опрос, в течение октября уважаемые педагоги и школьные библиотекари могут оставить свое мнение. Если есть желание развернуто (или не очень) поговорить - милости прошу к нам на форум!

Ну а во-вторых, как водится, поговорить немного о чтении наших детей.
Каждая семья, где есть дети, мечтает о том, чтобы их жизни сопутствовал успех, чтобы они выросли уважаемыми людьми, чтобы нашли свое достойное место в быстро меняющемся обществе. Вынашивая эту мечту, родители отдают своего ребенка в школу, стараясь выбрать «получше», «попрестижнее», не без основания надеясь, что там смогут подготовить его чадо к дальнейшей жизни, сделав его образованным и культурным. Но где искать тот заветный камень, который способен претворить мечту в жизнь и сделать вашего ребенка счастливым? Для многих ответ будет неожиданным: этим камнем является умение и желание ребенка читать.
Приобщение детей к чтению имеет огромное социальное значение, обеспечивая равенство жизненного старта для девочек и мальчиков, для бедных и богатых, для здоровых и больных. По полноте содержащихся сведений, по основательности пояснений, по надежности фиксирования, по глубине проникновения в жизнь и во внутренний мир человека книга не имеет себе равных среди других средств массовой информации.
О способности читать как главной составляющей образованности и культуры человека говорит и всемирно известный американский ученый, основатель Института развития человеческого потенциала Глен Доман. «Взгляните на список десяти лучших учеников любого класса — и вы поймете, что их всех объединяет. Понять это несложно— они все умеют читать лучше всех остальных». О зависимости жизненного успеха от чтения не только в учебе, но и в других видах деятельности человека единодушно говорят самые высокие умы человечества. Лауреат Нобелевской премии в области физики академик В.Л. Гинзбург, ратующий за развитие творческого потенциала растущего поколения россиян, создал социальный проект, во главу угла которого поставил детское чтение, полагая, что именно оно в конечном итоге обеспечит подъем престижа России во всем мире как духовной и интеллектуальной нации.
О первичности чтения и вторичности жизненного успеха хорошо рассказал Фазиль Искандер в рассказе «Авторитет», герой которого ученый-физик. Этот ученый был уверен, что его успехи в физике каким-то таинственным образом связаны с прочитанными любимыми книгами. Занимаясь физикой, он заряжал себя азартом вдохновения, который охватывал его при чтении. И счастье этого состояния, как он говорит, он испытал до физики, еще в детские годы. Детское чтение шло впереди его увлечения наукой. Оно и привело его к ней.
Актуальность жизнетворящей миссии детского чтения вызвана в современных условиях опасностью глобальной бездуховности, нравственной деградации, интеллектуальной беспомощности, озлобленности, охватившей наше общество в последние годы. В наши дни роль книги и чтения как средства выхода из духовного кризиса неизмеримо возросла, ибо выход из кризиса начинается с человека и замыкается на нем.
Сегодня, когда произошло резкое снижение речевой культуры подрастающего поколения, названная функция чтения приобретает особую значимость, ибо родной язык определяет нравственное здоровье нации, работу его души. Родная языковая культура, содержащая такие ключевые понятия, как честь, достоинство, совесть, служение, героизм, передается через чтение в виде наследственной памяти, зафиксированной в лучших произведениях отечественной и мировой литературы, и переходит таким способом к другим поколениям.
России сегодня как никогда раньше нужны творческие, обладающие высокой культурой и интеллектом люди, способные двигать страну вперед, нужны граждане, готовые к служению Отечеству и его процветанию. Главная миссия чтения сегодня — воспитать таких людей. У руля этого воспитания сегодня стоят и родители, и вы, уважаемые педагоги.
Сегодня задача приобщения ребенка к чтению неимоверно усложнилась: дети не хотят читать. Другие средства проведения досуга в виде ТВ и Интернета оказались более увлекательными и доступными, не требующими столь активной работы ума и души, как чтение. Мозг ребенка, привыкающий работать на минимуме усилий, становится неработоспособным для выполнения творчески емких заданий. Неслучайно растет огромное количество коррекционных школ в стране.
Ученые утверждают, что если до 12 лет не удалось привить ребенку любовь к чтению, то дальше этого сделать уже не удастся! У подростков происходит эрозия души, они утрачивают способность реагировать на слово, переводить его в образ. Выросшие лишь на движущихся телевизионных картинках, они гасят в себе работу воображения — основу всякого творчества. Такие дети обречены в будущем на «жизненное поражение», будучи неспособными творчески мыслить и «читать между строк».
По результатам международного педагогического исследования PISA (ПИЗА) на понимание текста российские школьники находятся на 33-м месте среди сверстников из 40 стран мира! Низкий уровень читательской грамотности больших групп подростков, а также постепенное понижение этого уровня в стране свидетельствует о том, что в ближайшей перспективе мы получим много малограмотных – функционально неграмотных взрослых, людей, не способных к полноценной жизни в современном обществе.
Компьютер и Интернет внесли в нашу жизнь не только новые возможности, но и проблемы для наших детей: скачивая готовые рефераты, они перестали читать, а значит и думать.
Модными становятся курсы по скорочтению, и многие родители не понимают, что чтение по опорным ключевым словам применимо только в отношении научной или учебной литературы, а умение читать, сопереживая герою, требует совершенно других технологий.
Многие считают, что ныне компьютер вытесняет книгу, однако наоборот — сегодня, как никогда, для освоения новых информационных технологий требуется качественное чтение.
Как суметь не потерять наших детей для их же будущего? Что нужно сделать, чтобы ребенок не только научился читать, складывая буквы в слова, но и полюбил сам процесс чтения, сделав его необходимой составляющей своего творческого роста? Об этом уже написано множество статей и книг, материал одной из которых (Родительское собрание по детскому чтению /Сост.: Т.Д. Жукова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1. Вып.7-8). – Прилож. к журналу «Школьная библиотека») был использован в этой статье.

Издательство РШБА выпускает немало интересных книг, журналов, адресованных специалистам детского чтения, библиотекарям, педагогам, в которых всесторонне рассматриваются вопросы, затронутые выше. Есть у нас и детский литературный журнал «Читайка», адресованный младшим школьникам. Основная его задача – помочь проложить ребенку путь в увлекательный мир книги, подружить его с книжными героями, рассказать много интересного о книгах, авторах, жанрах, многое разъяснить, немного развлечь, дать возможность творческого самовыражения и, конечно же, увлечь самостоятельным чтением.
Но кроме этого, журнал «Читайка» - незаменимый помощник учителя!
В каждом номере вы найдёте дополнительный материал к урокам литературы – рассказы о писателях, истории создания самых известных произведений. Материал написан специально для детей, поэтому не придётся терять время на его адаптацию и можно смело использовать на уроке и на внеклассных мероприятиях. Дополнительный материал к урокам русского языка – игровые задания, головоломки, рассказы о происхождении разных слов в рубрике «В гостях у Словарёны». В рубрике «Поэтический мастер-класс» - серия занятий для литературно-поэтического кружка. В каждом номере - новые стихи современных авторов, которые пригодятся для проведения утренников и внеклассных мероприятий. А также занимательный материал к урокам по самым разным темам – загадки, головоломки, ребусы, кроссворды, викторины, задачи в стихах, сказочные и стихотворные правила по русскому языку.
«Читайка» выступает инициатором, а также поддерживает несколько интересных конкурсов и проектов, в которых ваши ученики могут принять в непосредственное участие. Это тоже может стать отправной точкой для определённых направлений внеклассной работы.
Не оставлены без внимания и взрослые: в журнале вы найдёте вкладку для педагогов и родителей с практическими рекомендациями по руководству детским чтением.

Что же, в заключении хочется произнести очевидный вывод: читающий ребенок, это сегодня – успешный ученик, а завтра – состоявшаяся личность! Не здесь ли кроется секрет счастья?

Еще на эту тему:
Чтение, блоги, информационная культура молодежи  http://rusla-yrr.blogspot.com/2009/12/blog-post_15.html
Эстафета Сергея Михалкова http://rusla-yrr.blogspot.com/2011/02/blog-post_18.html

Пустая молодость — беда!



Подготовлено Русской школьной библиотечной ассоциацией (http://www.rusla.ru/)

1 комментарий:

  1. Литературный портал http://lit-life.ru/ Тематика разных направлений и стилей, с живым обсуждением.

    ОтветитьУдалить

Модератор настроения

Хорошее настроение, не отходя от компьютера


Вводим своё имя в строке, над которой написано «ENTER YOUR NAME», жмём «OKEY», включаем колонки погромче и смотрим, как настроение повышается само собой!



Получить код для вставки хорошего настроения в свой блог.

Коллеги-блоггеры отметили наш

Коллеги-блоггеры отметили наш