пятница, 18 февраля 2011 г.

Эстафета Сергея Михалкова: новая литература для подростков


Вы задавали себе когда-нибудь вопрос: что сегодня читают наши подростки? Сегодняшние, современные подростки – наши с вами дети? При всём изобилии, достаточно ли на полках магазинов книг «для них» и «про них», а еще лучше – написанных авторами одного с ними поколения?
Небольшая экскурсия в ближайшие книжные магазины даёт понять, что сегодня в сегменте детской и подростковой литературы на книжном рынке преобладают сказки (русские и зарубежные), произведения для детей классической литературы советского периода и переводные, фантастика, детективы. Книги современных российских писателей, адресованные детям и подросткам, рассказывающие об их современных проблемах, представлены гораздо скромнее. И среди них преобладают, опять же, книги известных авторов, уже «сделавших» себе имя (и вполне заслуженно!), встать в один ряд с которыми произведения малоизвестных авторов не имеют, практически, никакой возможности, ведь книжные магазины берут в продажу, в основном, книги «раскрученных» авторов. Равно как и издатели предпочитают работать с известными писателями. Получается замкнутый круг. Где же выход?
Изменить положение может рекомендательная система отбора лучших произведений, в нашем случае – для подростков, в совокупности с системой продвижения новых книг. Некий механизм, позволяющий ускорить процесс распространения книги «от автора – до читателя».
Конкурс имени Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков – и есть основополагающий элемент такой системы. Впервые он был объявлен 1 ноября 2007 года по инициативе Российского Фонда культуры – в канун 95-летия С.В. Михалкова, известнейшего детского писателя, поэта, возглавлявшего на протяжении 40 лет Совет по детской книге России, который он сам и создал. Главная цель конкурса – выявление и продвижение новых авторов в литературе, пишущих о подростках.
Книги новых авторов нуждаются в серьёзной информационной поддержке для того, чтобы дойти до своего читателя. Поэтому, участие в таком именитом конкурсе даёт молодым писателям огромные возможности для творческого старта. По положению о конкурсе книги лауреатов издаются за счет конкурсных средств. Пусть небольшим тиражом, но, во-первых, автор получает в руки некоторое количество своей книги, во-вторых, появляется возможность проверить, как реагируют на эти книги покупатели в книжных магазинах – небольшая часть тиража поступает в продажу. В продвижении книг-победителей помогают и публикации небольших фрагментов в периодических изданиях – журналах «Книжное обозрение», «Крылья», «Кукумбер».
Одним из проектов, направленных на популяризацию и продвижение книг лауреатов Конкурса имени Сергея Михалкова, стал совместный с Русской школьной библиотечной ассоциацией и издательством «Игра слов» проект о выпуске новой серии периодических изданий «Библиотека современного подростка». Изданные в твердом переплёте, иллюстрированные молодыми художниками – победителями творческих конкурсов в области книжной иллюстрации, книги этой серии будут распространяться по подписке, как любое другое подписное издание, а войдут в неё именно книги авторов-лауреатов. Во 2-м полугодии 2011 года планируются к изданию: повесть Н. и С. Пономарёвых «Фото на развалинах»; повесть Г. Киселёва «Кулисы, или посторонним вход разрешен»; повести и рассказы Т. Михеевой «Юркины бумеранги»; повесть Э. Веркина «Друг апрель»; повесть А. Никольской «Кадын – владычица гор»; сборник рассказов И. Дегтярёвой «Цветущий репейник».
Это – замечательная возможность для библиотек, прежде всего школьных, пополнить свои фонды современными произведениями для подростков, прошедшими тщательный отбор жюри конкурса (как взрослого, так и детского), ведь изображённый на книге знак «Лауреат Международного конкурса имени Сергея Михалкова» – это своеобразный литературный «знак качества». Молодые авторы получают уникальную возможность – быть услышанными сразу в тысячах отдалённых уголках страны, причём, пришедшую в библиотеку книгу смогут прочитать десятки юных читателей. Книжные магазины получают в лице школьного библиотекаря хорошего помощника в организации различных промо-акций, проведении литературных праздников с приглашением авторов, создании клубов детского и подросткового чтения и других мероприятий, которые помогут сформировать спрос на книги серии и другие детские и подростковые издания. Колоссальный по значимости для всех звеньев «автор – читатель» проект!
Второй конкурс на лучшее художественное произведение для подростков, который проводился в 2009 году, имел статус «международный», получив поддержку Министерства иностранных дел, Правительства Российской Федерации и Российского Авторского Общества. Сейчас готовится и 13 марта 2011 года (в день рождения С. Михалкова) будет объявлен третий Конкурс, итоги которого будут подведены в 2012 году. Участвовать в нём могут любые литераторы, пишущие на русском языке для подростков в любом жанре – проза, драматургия, поэзия. Как российские, так и зарубежные. Эта уникальная возможность – поучаствовать в конкурсе – доступна каждому начинающему автору! Как знать, может быть именно Вы будете названы лауреатом Конкурса имени Сергея Михалкова …

7 комментариев:

  1. Не знаю, где лучше об этом сказать, но скажу здесь. Я сейчас посмотрела электронную версию ШБ №9-10 и хочу выразить свое огромное уважение и восхищение редакции нашего лучшего профессионального библиотечного журнала. Какая палитра деятельности школьных библиотек России во время Международного месячника! Какие нужные, интересные практические разработки! Очень понравился материал о Чехове и его Лике. Блестящая статья В.А. Бородиной о Рубакине. Этот журнал вместил в себя материал на целый год работы и для учителей, и для библиотекарей, и для родителей, и для преподавателей вузов. Я просто целые куски всавила в свои лекцилнные материалы для курсов повышения квалификации педагогов и для студентов-первокурсников университета (конечно, со ссылкой на публикации). Огромное спасибо немногочисленной и высокопрофессиональной редакции! Вам, Татьяна Дмитриевна, за то, что Вы держите такой уровень этого издания! Благодарю от всей души!
    Простите, если комментарий неуместен в этой теме. Прошу тогда его переместить в более подходящее место. А по теме я комментарий оставила в "Медиатеке школы" во frendfeed

    ОтветитьУдалить
  2. Подростковая литература - это важнейший момент. У нас такие пробелы, или выражаясь библиотечным языком - лакуны в этой части фонда. Действительно, книжные магазины забиты Донцовой и другим раскрученным ширпотребом, а вот что выбрать для подростка не знаем. Хорошо, что объявляются такие конкурсы, а еще лучше, когда подростковая литература все-таки будет находить своего читателя.

    ОтветитьУдалить
  3. Хорошо, что можно будет подписаться на издания, спасибо за информацию!

    ОтветитьУдалить
  4. Green'e, спасибо за оценку! Одно огорчает - вынужденная задержка тиражей. Общий кризис и экономия на школьных библиотеках сказались и на подписке - это мы ощутили в полной мере во 2-м полугодии 2010 г. Но все равно, стараемся наверстать упущенное и не в ущерб качеству. Во многом это удается благодаря интереснейшим региональным материалам. Кстати, №9-10 уже неделю, как отправлен подписчикам!

    ОтветитьУдалить
  5. Елена и Евдокия, все усилия будут иметь смысл, если подписчики сделают свой выбор! Знаю, это не легко в теперешних условиях, но ради ребят нужно постараться! Это действительно замечательный проект - и по содержанию, и по сути! Спасибо за поддержку!

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо! Не беда, что задерживаются тиражи! Ваши издания имеют вневременной характер, как и мое к ним отношение. Я вполне спокойно беру в библиотеке ШБ за 2005 и более ранние, они все работают на сегодняшнюю аудиторию. У меня студенты уже курсовые пишут по школьным библиотекам, на диплом готовлю одну из них. Журналы ценны все, с первого выпуска. Практически в каждом есть публикации высокого научного уровня - о методическом уже не говорю. Спасибо, Weblogerman, что позволили в своем блоге выразить благодарность Вам и всей редакции ШБ. Успехов! А мы подождем.

    ОтветитьУдалить
  7. На самом деле это естественное желание - чтобы читали твои журналы, статьи, публикации в блогах... Спасибо (пусть запоздалое - но искреннее) за оценку и очень рады, что наша работа на самом деле помогает Вашей. А что касается художественных произведений для подростков и младших школьников (наши две новые серии книг) - то читатели сами оценят их уровень, вот только довести книги до них можете лишь вы - школьные библиотекари. Родители, впрочем, тоже.

    ОтветитьУдалить

Модератор настроения

Хорошее настроение, не отходя от компьютера


Вводим своё имя в строке, над которой написано «ENTER YOUR NAME», жмём «OKEY», включаем колонки погромче и смотрим, как настроение повышается само собой!



Получить код для вставки хорошего настроения в свой блог.

Коллеги-блоггеры отметили наш

Коллеги-блоггеры отметили наш