7 апреля члены Общественной палаты собрались в полном составе, чтобы обсудить проблемы российской молодежи. Пленарное заседание «Стратегия детской и молодежной политики в Российской Федерации» готовилось в течение нескольких месяцев: каждая комиссия ОП проводила свои исследования и организовывала дискуссионные площадки.
Открывая заседание, Секретарь Общественной палаты, академик Евгений Велихов подчеркнул, что «новое поколение следует рассматривать не как объект, а как субъект государственной политики». «Эти руки и эти головы будут владеть нашей страной уже в ближайшее время, поэтому мы должны относиться к ним соответствующе: бережно и серьезно», — добавил Велихов.
Председатель Комиссии Общественной палаты по социальной и демографической политике Елена Николаева представила доклад «Социальный портрет молодого поколения России». Документ подготовлен на основе собственного исследования комиссии, а также материалов Росстата, Социологического центра РАГС, ВЦИОМ, ФОМ и МГУ им. Ломоносова.
Результаты исследования, по признанию Елены Николаевой, сильно отличаются от той картины, которую авторы доклада ожидали увидеть. Вопреки популярному стереотипу, российская молодежь далеко не безнадежна. По крайней мере, 83% молодых людей в возрасте 14-17 лет характеризуются социально благоприятным поведением. А после 18 лет таких еще больше — целых 92%. «Социально благоприятное поведение», согласно докладу, — это когда действия и цели молодых людей совпадают с запросами государства и общества (склонность к труду, стремление к знаниям, законопослушание, приверженность общепринятым духовным ценностям, уважение к старшему поколению и т.д.).Председатель Комиссии Общественной палаты по социальной и демографической политике Елена Николаева представила доклад «Социальный портрет молодого поколения России». Документ подготовлен на основе собственного исследования комиссии, а также материалов Росстата, Социологического центра РАГС, ВЦИОМ, ФОМ и МГУ им. Ломоносова.
Сознание молодых россиян довольно противоречиво — об этом свидетельствуют данные доклада. Так, например, 71% опрошенных старшеклассников считают жизненной целью создание семьи, при этом одно из ведущих психологических качеств 58% участвовавших в исследовании подростков — эгоизм. При этом молодые люди считают себя оптимистами (43%), дружелюбными (43%), активными (42%), целеустремленными (42%) и чувствуют себя свободными (41%).
Согласно докладу, большинство молодых россиян информированы о задачах, поставленных руководством страны. Наслышаны подростки, в частности, и о модернизации экономики и социальной сферы, и о поддержке малого бизнеса. Немаловажно, что 70% опрошенных чувствуют в себе силы возродить страну.
Однако, такому энтузиазму, судя по другим цифрам доклада, может помешать тотальная алкоголизация молодежи (80% регулярно выпивают), увеличение наркопотребителей в 18 раз за последние 10 лет. Все раньше дает о себе знать «основной инстинкт»: 62% подростков вступали в половые связи в возрасте до 17 лет. Вообще, молодые россияне с удовольствием перенимают поведенческий опыт старшего поколения: 66% пробовали курить, 80% используют в речи нецензурную брань.
Еще один миф, который опровергают авторы доклада, связан с телевидением. Принято считать, что подростки его не смотрят. Но, по данным Института социологии РАН, школьники, учащиеся техникумов и вузов единогласно в качестве ведущего источника информации о событиях в России и в мире выбирают центральное телевидение (от 73% до 81% в зависимости от типа учебного заведения). Интернет занимает лишь второе место (от 62% до 70%).
Объяснить полученные данные с точки зрения подростковой психологии попыталась член Общественной палаты Любовь Духанина. По ее мнению, после 15 лет подростки чувствуют, что нужно ответить, чтобы взрослые остались удовлетворены. И, как правило, слова не всегда отражают внутренний мир.
Председатель Межкомиссионной рабочей группы Общественной палаты по проблемам детства и молодежной политике Ольга Костина затронула в своем выступлении другую возрастную группу — детей. По ее мнению, корни поведенческих характеристик молодежи уходят именно в детство, а именно в семью. «Несмотря на значительные позитивные сдвиги по отдельным направлениям защиты детства, на протяжении нескольких последних десятилетий в нашей стране отсутствует четкая и, самое главное, единая и согласованная семейная политика, а попытки ее выстраивания носят случайный, спорадический характер», — отметила Ольга Костина. Она считает, что «пропаганда семейных ценностей и укрепление престижа семьи и ее роли в современном обществе должны стать основой государственной политики России».
Костина напомнила коллегам по Палате, что в России более 700 тысяч беспризорных детей, около 2 миллионов — неграмотные подростки, более 6 миллионов — несовершеннолетние, находящиеся в социально неблагоприятных условиях.
«В России ежегодно выявляется более 100 тысяч новых детей, оставшихся без попечения родителей. Более 400 тысяч детей находятся на полном государственном обеспечении в интернатных учреждениях разного типа; из них 25% — сироты, а 75% отправляются в учреждения по заявлению родителей — из-за ограниченных возможностей здоровья ребенка, неблагоприятных социально-экономических условий в семье», — подчеркнула член Общественной палаты.
При этом суммы, выделяемые на содержание детей в подобных учреждениях, по словам Ольги Костиной, «ежегодно составляют десятки миллиардов рублей». «Эти деньги на практике в основной своей массе идут на содержание не детей, а самих приютов: обслуживание зданий, заработная плата персоналу, — утверждает член ОП. — В то же время средства, выделенные государством на профилактику сиротства и на поддержку семей, принимающих на себя обязанности по воспитанию сирот, в разы меньше».
При этом Костина отметила, что, зачастую, состояние государственных сиротских учреждений не соответствует нормам, а «ведомственные и прокурорские проверки, данные федеральных и региональных уполномоченных по правам человека и по правам ребенка, сообщения СМИ и общественных организаций свидетельствуют о наличии массовых и системных нарушений прав воспитанников организаций для детей-сирот». Нормализовать ситуацию, как считает Костина, может скорейшая доработка, внесение и принятие законопроекта «Об Общественных наблюдательных комиссиях».
Кроме того, Ольга Костина предложила внести изменения в Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», Семейный и Трудовой Кодексы РФ, устанавливающие понятие «сопровождение семьи или ребенка» (психолого-педагогическое, медико-социальное и правовое) и определяющие понятие патроната как формы семейного воспитания.
В свою очередь, председатель Комиссии ОП по информационной политике Павел Гусев выразил возмущение по поводу того, что вступление в силу закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» отложено до сентября 2012 года. Общественная палата принимала участие в его разработке. «Некоторые законы за неделю принимают, как мы знаем, а тут говорят, что надо еще что-то дописать, — негодовал Павел Гусев. — Значит, целых два года будут использованы теми, кто испражняется на наших детей!»
На пробелы в законодательстве, на сей раз в молодежной сфере, обратил внимание заместитель Министра спорта, туризма и молодежной политики России Олег Рожнов. «Для того, чтобы молодежная отрасль существовала, она должна быть обеспечена нормативно-правовыми документами. Необходим базовый федеральный закон по молодежной политике», — подчеркнул Рожнов.
С трибуны Общественной палаты 7 апреля прозвучало много различных мнений о том, как сделать жизнь детей и молодежи в России лучше. В течение недели члены Общественной палаты подготовят итоговое решение пленарного заседания, которое будет направлено Президенту и в Правительство.
Источник информации: Пресс-служба Общественной палаты РФ
Это может вас заинтересовать:
Интересно, насколько отражают приведённые цифры реальную картину? Наверное, школьный библиотекарь имеет возможность наблюдать всю картину "изнутри", и видит, порой, больше других...
ОтветитьУдалить