Не так давно, во время последнего вебинара РШБА, мы обсуждали роль современной школьной библиотеки как условия реализации нового «Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования». Как известно, с 1 января 2010 года вступил в силу новый Стандарт начального общего образования, в пункте 27 которого отмечена роль школьной библиотеки.
В опубликованном проекте «Федерального Государственного Образовательного Стандарта среднего (полного) общего образования» также есть пункт 27, в котором говорится об учебно-методическом и информационном обеспечении реализации основной образовательной программы. И очень отрадно, что в стандарт заложены требования об обязательном техническом оснащении Информационно-библиотечного центра (в принятом стандарте для начальной школы – библиотеки) в соответствии с поставленными задачами: «обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления…».
Иными словами – в библиотеке (ИБЦ), как и в учебных кабинетах, должен быть скоростной интернет, достаточно рабочих мест (компьютеров) и доступ к интернету по локальной сети (или через wi-fi) для всех пользователей. Работники этого самого ИБЦ (библиотекари, специалисты по чтению, IT-технологиям) осуществляют «информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг…» а сами ИБЦ должны быть «укомплектованы печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана…». И что очень важно, помимо учебной, учебно-методической литературы и «материалов по всем учебным предметам и курсам» фонд школьной библиотеки (употребим здесь исторически-выверенное название того места, где хранятся издания на любых носителях) должен быть укомплектован дополнительной литературой, включая «отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спору, экологии; правилам безопасного поведения на дорогах, справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся».
Что ж, языком стандарта трудно более ёмко выразить суть того, что должно соответствовать понятию «современная школьная библиотека». Все остальное должно быть отражено в нормативных документах, отвечающих на вопросы «чего» и «сколько» должно быть в образовательном учреждении для обеспечения заявленного образовательного стандарта. Так же вне рамок стандарта лежат решения вопросов «сколько стоит» произвести необходимые изменения и какие специалисты в современной школе будут заниматься столь необходимым и важным делом. Немало соображений высказывается по поводу уровня подготовки, количества работников школьной библиотеки и разделения функциональных обязанностей между ними – от традиционно библиотечной работы, до IT-обеспечения интегрированных уроков и формирования информационной культуры учащихся. Но это – материал для другой публикации.
Стандарт для среднего (полного) общего образования выставлен на всеобщее обсуждение и каждый желающий может высказать свои мнения и пожелания по его улучшению, не смотря на то, что официально обсуждение закончилось 15 февраля. Именно благодаря шквалу писем-протестов Председатель Правительства В.В. Путин отправил проект Стандарта на доработку.
РШБА готовит специальные методические рекомендации для директоров общеобразовательных учреждений по реализации требований ФГОС начального общего образования и рассматривает все предложения, основанные на реализации практического опыта инновационных решений в своей библиотеке, образовательном учреждении, регионе. Свои предложения нужно направлять по электронной почте rusla@rusla.ru с темой письма «Образовательный стандарт – требования к школьной библиотеке» или оставлять на нашем Форуме.
Полная версия – на Портале школьных библиотек России
Полезный материал. Унесу в свой блог!
ОтветитьУдалитьИ я воспользуюсь. Спасибо Володя!
ОтветитьУдалитьВдогонку прошедшему празднику - мужчинам РШБА:
С праздником вас поздравляю солдатским,
Но видеть всегда вас хочу только в штатском!
А если уж в форме, то только спортивной,
Удачи, любви и жизни активной!
Спасибо, Люба, за тёплые слова! Я и сам люблю спортивную форму - жаль на работу в ней нельзя...
ОтветитьУдалитьРад, что пригодился наш материал и спасибо за ваши комментарии!
Очень важный разговор предстоит. Особенно остро стоит вопрос о соответствии наших школьных библиотек требованиям стандартов нового поколения: ведь среди них одно из ключевых - формирование читательской компетентности на основе развития читательских компетенций к окончанию учеником начальной школы. А к окончанию средней школы у выпускника должен быть сформирован высший уровень читательской компетентности (он предполагает довольно сложную систему работы с текстом). Вот и хотелось бы сказать о том, что эти стандарты при существующем положении школьных библиотек и школьного библиотекаря внедрить будет, мягко говоря, проблематично.
ОтветитьУдалитьИзвините за такой пространный комментарий. Вряд ли я смогу участвовать в семинаре (много лекций завтра). Но, может быть, это как-то можно транслировать в качестве реплики?
Привет! будь моим постоянным читателем пожалуйста надо набрать 20 читателей уже 12 есть, я тоже тебя добавлю
ОтветитьУдалитьмой блог http://arturson.blogspot.com
заранее спасибо