25 февраля состоялся вебинар на тему «НАША НОВАЯ ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА».
Организаторы: Международная академия бизнеса и новых технологий (МУБиНТ, Ярославль) , Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ России) и Русская школьная библиотечная ассоциация (РШБА).
Вебинар был посвящен актуальным вопросам работы школьных библиотек: государственная политика по регулированию и поддержке школьных библиотек, требования современного образования и нового стандарта общего образования, компетенции школьного библиотекаря, существующие возможности для повышения квалификации, примеры инновационной корпоративной работы школьных библиотек.
В ходе вебинара было зафиксировано 80 точек подключения, в том числе из Украины, Беларуси. Во многих городах в институтах повышения квалификации, методических центрах и других учреждениях было организовано коллективное подключение библиотекарей во время семинаров. По самым скромным подсчетам в вебинаре приняли участие более 300 человек в режиме онлайн.
Открыл обсуждение директор Департамента образования г. Рыбинска В.В. Юдин. В своём выступлении «Новое образование – «Наша новая школа» – Новая библиотека» он подчеркнул, что вместе со сменой эпохи изменились и подходы к образованию, появились новые его черты – это и личностно-ориентированный подход, и субъектно-ориентированный тип педагогического процесса, и открытое образование. Эти новые особенности призваны помочь сформировать в каждом учащемся индивидуальную, творческую личность, способную к активной самореализации, способную ставить цели и быть ответственной за принимаемые решения. Для этого концепт «Наша новая школа» должен быть нацелен на активное использование в образовательном процессе передовых инновационных технологий, как то использование в обучении проектной деятельности и метода портфолио, обучение по индивидуальным образовательным траекториям, нацеленность на повышение информационной грамотности и компетентности обучающихся и др.В организации образовательного процесса также появилось много изменений – факультативы, предметы по выбору, рейтинговая оценка, дополнительные образовательные программы. Да и средства обучения прошли существенную эволюцию – от доски и мела до интернет-обучения (E-learning).
Появилась острая необходимость комплексной электронной поддержки образования, включающей систематическое обновление программного обеспечения и информационного контента.
Решением Муниципального совета города Рыбинска в 2008 году была принята на вооружение Городская целевая программа развития системы образования на 2009 – 2012 годы, согласно которой школьная библиотека становится информационным центром школы, обеспечивающим организационно-технологическую поддержку E-learning: помощь в обеспечению доступа к информационных ресурсам; помощь в поиске необходимой информации (сервисы); помощь по пользованию компьютером и базовыми прикладными программами; тьюторская поддержка обучающихся.
Президент РШБА Т.Д. Жукова в своём слове ещё раз вернулась к встрече 4 февраля Министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко с Премьер министром В.В.Путиным, в ходе которой были высказаны предложения об укреплении статуса школьного библиотекаря введением квалификации «библиотекарь-педагог» с соответствующим увеличением оплаты труда.
Этому разговору, показанному в телеэфире, предшествовало немало событий, среди которых были две встречи с Министром в 2010 году и встреча с Л.А. Путиной в январе 2011 г. во время которой шёл заинтересованный разговор как о будущем новой школьной библиотеки, её роли в развитии «Новой школы», так и о проблемах сегодняшнего дня – статусе библиотекаря, о его профессиональной переподготовке, о необходимых условиях для эффективной работы.
Татьяна Дмитриевна призвала заинтересованных специалистов и школьных библиотекарей сосредоточиться на вопросах и предложениях, которые помогут создать концептуально осмысленную модель школьной библиотеки XXI века, опираясь как на опыт собственных инновационных проектов, так и зарубежных коллег. В ожидании решения о государственной поддержке школьных библиотек мы должны продемонстрировать готовность нашего профессионального сообщества к грядущим переменам, понимание вектора правильного пути развития школьных библиотек вместе с профессией школьного библиотекаря, заняться, наконец, содержанием работы.
В этой связи одной из первоочередных задач является создание комплексной системы подготовки и переподготовки кадров, которая будет играть ключевую роль как в период введения новой квалификации «библиотекарь-педагог», так и в решении сопряженных вопросов о количестве ставок и профильной специализации сотрудников школьной библиотеки, об укреплении методической поддержки и подготовке корпуса «тьюторов».
На Форуме «Михайловское 2011» одна из секций будет посвящена вопросу системы переаттестации школьных библиотекарей, на которой пойдёт разговор о всей процедуре перехода на новую квалификацию «Библиотекарь-педагог».
В рамках общественных обсуждений нового проекта Закона об образовании в Комитете по образованию Государственной Думы Российской Федерации принято решение, что круглый стол «Школьная библиотека и Закон об образовании», посвященный вопросам школьных библиотек, состоится в апреле 2011 года. Это важное мероприятие пройдёт в режиме web-конференции и уже достигнута договорённость об организации прямого подключения во время круглого стола профильных комитетов региональных Законодательных собраний всех субъектов Российской Федерации. Участники, имеющие практику инновационных преобразований школьной библиотеки и преодоления барьеров на этом пути, имеют возможность напрямую поделиться своим опытом. Есть время подготовить серьёзные выступления чтобы интересный региональный опыт лёг в основу как общегосударственных, так и местных законодательных решений, опираясь на которые не только Правительство РФ, но и Губернаторы регионов могли бы осуществлять финансовую поддержку наших преобразований, так как очень многие вопросы, касающиеся темы преобразования школьных библиотек, относятся к компетенции субъектов Российской Федерации.
Б.И. Маршак - Заместитель Генерального директора ГПНТБ России - в своём выступлении заострил внимание на том, что выделение школьных библиотек в какое-то отдельное сообщество, не связанное с библиотечным сообществом страны, долгое время мешало им развиваться правильно. По своей сути школьная библиотека ничем не отличается от других библиотек – в ней протекают такие же процессы и развивается она по таким же законам, что и всё библиотечное сообщество. Поэтому и с технической точки зрения программное обеспечение для автоматизации школьных библиотек не должно разрабатываться специально, должно быть высокотехнологично, хорошо опробовано в библиотечном мире, но, все же, позволять учитывать некоторые технологические особенности школьной библиотеки. Этим требованиям полностью соответствует автоматизированная библиотечная система «ИРБИС».
В свете стоящих перед школьными библиотекарями задач новые технологии должны не усложнять жизнь библиотекарю, заставляя заниматься рутинной работой по формированию электронного каталога, а освобождать его время для решения творческих задач. Отсюда и новый подход к автоматизации – снимая дополнительную нагрузку, давать как можно больше сервисов, что возможно только при корпоративном взаимодействии школьных библиотек с профессиональным библиотечным сообществом на базе профессиональных библиотечных систем, с использованием высоких технологий и с привлечением специалистов-профессионалов, активно помогающим школьным библиотекарям участвовать в процессе автоматизации.
О практическом внедрении АБИС «ИРБИС» в рамках развития проекта «Система корпоративного взаимодействия школьных библиотек» рассказал директор компании «AVD-SYSTEMS» (Екатеринбург) В.В. Токмаков. В качестве «стартового бонуса» школам предлагается создать свой собственный электронный каталог учебной литературы с использованием бесплатного модуля «Книгообеспеченность», который предназначен для формирования сводной базы данных по обеспеченности образовательных учреждений территориального образования любого уровня учебной литературой на основании действующего Федерального перечня учебных изданий. Территориальные органы Управления образования получают бесплатную возможность получения реальной картины обеспеченности образовательных учреждений учебной литературой и прогнозирования обновления фондов библиотек. Школьные библиотеки при этом получают бесплатную возможность создания своего электронного каталога учебной литературы, не занимаясь рутинной работой по вводу библиографических данных и при этом соответствующего библиотечным стандартам.
Директор информационно-библиотечного центра Академии МУБиНТ Ю.В. Соколова в своём выступлении «Новая школа – «новый» библиотекарь?» проанализировала, как с введением новых образовательных стандартов должна измениться школьная библиотека как система: какие новые требования возникают к основным её элементам – информационные ресурсы, клиенты, материально-техническая база, персонал. Какими видами компетенций должны обладать школьные библиотекари, прошедшие переподготовку, или пришедшие со студенческой скамьи? Особенно было выделено, что наряду с профессиональными навыками особое значение будут иметь компетенции в области стратегического менеджмента, IT, новых педагогических технологий.
О методическом сопровождении работы школьных библиотек рассказала заместитель руководителя ИМЦ ГОУ «Ярославский областной институт развития образования» М.Н. Кюребекова. Курсы повышения квалификации для школьных библиотекарей региона проходят по программе «Современная библиотека образовательного учреждения: содержание и технологии», включающей все необходимые знания и навыки, необходимые для работы в современных условиях.
С новыми формами работы школьной библиотеки собравшихся познакомила заведующая библиотекой Переславль-Залесской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы интерната №4 Т.А. Шевченко.
Участники вебинара не только слушали и смотрели выступления докладчиков, но и активно общались в чате, задавали вопросы, высказывали пожелания и предложения. По окончании вебинара в анкете слушатели оценили его как полезный, выразили свое мнение об основных проблемах школьных библиотек и пожелания по тематике последующих вебинаров.
Ещё на эту тему:
Пресс-служба РШБА
В Михайловском нужно сделать секцию для библиотекарей - блоггеров
ОтветитьУдалитьЛучше мастер-класс. А то будем делить: блоггеры - неблоггеры... Пусть наши покажут класс! И все подтянутся :-)
ОтветитьУдалитьА я не блоггер, я другой, еще неведомый избранник. Как он, я в интернете странник, но только с... книжною душой!
ОтветитьУдалитьЯ тоже поддерживаю эту идею. Только лишь бы, мечты сбылись попасть в Михайловское. Уже сколько лет хочется :-)
ОтветитьУдалитьСоня, кто хочет - тот добьётся! Смотрите на Гайфутдинову Светлану. Собирайтесь в кулак и обрабатывайте своё начальство - лучше то, что выше директора.
ОтветитьУдалитьМне кажется (или я почти уверен), что Green'e увижу на форуме в этом году :-)
ОтветитьУдалитьЧто ж, вполне может быть... Но мне кажется (или я почти уверена), что даже раньше! Поздравляю с днем рождения! :-)
ОтветитьУдалить