суббота, 9 апреля 2011 г.

Третий вариант проекта ФГОС: что нового для школьных библиотек?

На сайтах Института Информатизации образования РАО  и  Института содержания и методов обучения появился новый проект стандарта образования , изложенный на 38 страницах лаконичным и понятным языком. Данный проект разработан в РАО и не имеет отношения к проекту, разрабатываемому группой под руководством Г.А.Балыхина... (подробнее)>>>.


Проанализировал новый проект на предмет упоминания школьной библиотеки и её роли в реализации новых ФГОС. Вроде бы всё есть - я имею в виду то, что есть в предыдущей версии проекта. Может быть там роль школьной библиотеки более чётко сформулирована и всё выделено в отдельный 27-й пункт (об этом подробно говорилось в публикации "Школьная библиотека в реализации нового Стандарта образования"). Надо будет более тщательно сравнить оба варианта именно на этот предмет, наиболее близкий для школьных библиотекарей. Радует тот факт, что в обоих вариантах роль школьной библиотеки чётко прослеживается. Вот выдержки из последнего варианта:

I.2. Структура Федерального государственного образовательного стандарта
Стандарт включает в себя требования:
…..
— к условиям реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим, психолого-педагогическим и учебно-методическим, к условиям воспитания, социализации и духовно-нравственного развития обучающихся;
…..
II.3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования

II.3.1 Условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны обеспечивать участникам образовательного процесса возможность:
— развития личности, её способностей, формирования и удовлетворения
социально значимых интересов и потребностей, самореализации обучающихся через организацию учебной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно-полезной деятельности, через систему творческих, научных и трудовых объединений, в том числе реализованных в социальных сетях, кружках, клубах, секциях, студиях на основе взаимодействия с другими учреждениями (организациями) общего, дополнительного и профессионального образования, организациями и учреждениями культуры и спорта;
— организации информационной деятельности обучающихся по сбору, обработке, использованию учебной информации и информационного сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений (организаций), направленного на повышение эффективности образовательного процесса;
— формирования у обучающихся основ информационной культуры, представлений о защите информации, о легитимном использовании информационного ресурса, об этических нормах общения и взаимодействия в информационных сетях;
— использования в образовательном процессе современных образовательных
технологий деятельностного типа, реализующих возможности информационных и
коммуникационных технологий;
— эффективного управления образовательным учреждением на основе информационных и коммуникационных технологий, современных механизмов
финансирования.

II.3.2 Требования к кадровым условиям реализации основной бразовательной программы среднего (полного) общего образования включают:
Уровень квалификации работников образовательного учреждения (организации),
реализующего основную образовательную программу среднего (полного) общего
образования, для каждой занимаемой должности должен соответствовать
квалификационным характеристикам этой должности.
В образовательном учреждении (организации), реализующем основную
образовательную программу среднего (полного) общего образования, должны быть
созданы условия для:
— оказания педагогическим работникам постоянной научно-теоретической,
методической и информационной поддержки по вопросам реализации основной
образовательной программы среднего (полного) общего образования, использования инновационного опыта других образовательных учреждений (организаций);
— повышения эффективности и качества педагогического труда на основе
использования информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

II.3.4 Материально-технические условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны обеспечивать:
Образовательное учреждение (организация), реализующее основную
образовательную программу среднего (полного) общего образования, должно иметь необходимые для обеспечения образовательной деятельности обучающихся (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также одаренных детей), административной и хозяйственной деятельности:
— библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными
залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда,
оснащенные автоматизированными информационно-поисковыми системами;

II.3.6 Психолого-педагогические, учебно-методические условия реализации
основной образовательной программы среднего (полного) общего образования
должны обеспечивать:
Учебно-методические условия реализации основной образовательной программы
среднего (полного) общего образования должны обеспечиваться функционированием информационно-образовательной среды (совокупность условий для успешного развития информационного взаимодействия образовательного назначения между обучающимися, обучающим и интерактивными средствами информационных и коммуникационных
технологий).
Информационно-образовательная среда включает:
·        совокупность программно-аппаратных средств и систем, информационных сетей, каналов связи, средства и технологии производства, сбора, накопления, передачи, обработки и распространения информации; средства воспроизведения аудиовизуальной информации;
·        организационные и юридические материалы, поддерживающие информационные процессы в сфере образования.
Учебно-методическое обеспечение реализации основной образовательной
программы среднего (полного) общего образования должно включать:
— информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и
педагогических работников на основе информационных и коммуникационных
технологий и в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных
каталогов, баз данных, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета);
— укомплектованность печатными и электронными образовательными ресурсами
по предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, учебно-методической литературой и методическими материалами по всем учебным предметам, курсам основной образовательной программы на определённых учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой.
Фонд школьной библиотеки помимо образовательной литературы должен
включать: отечественную и зарубежную классическую и современную художественную; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по культуре, искусству, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; словари; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.

II.4.3 Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы отражают:
— овладение понятийным аппаратом и научными методами познания в объёме,
необходимом для дальнейшего образования и самообразования;
— умение логично, ясно и точно формулировать и аргументированно излагать
свои мысли, применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
— умение привлекать изученный материал и использовать различные источники
информации, в том числе локальных и глобальной сетей, для решения учебных проблем; анализировать, систематизировать, критически оценивать и интерпретировать информацию, в том числе передаваемую по каналам средств массовой информации и по Интернету;
— умение анализировать конкретные жизненные ситуации, различные стратегии
решения задач, выбирать и реализовывать способы поведения, самостоятельно
планировать и осуществлять учебную деятельность;
— коммуникативные навыки, готовность выслушать и понять другую точку
зрения, корректность и толерантность в общении, участие в дискуссиях, в том числе в социальных сетях;
— приобретение начального опыта и навыков исследовательской деятельности и
публичного представления её результатов, в том числе с использованием средств
информационных и коммуникационных технологий.


Внимание, КОНКУРС! 
О чем думает Андрей Александрович на фото?
Мой вариант: "А не забыл ли я что-нибудь ещё про библиотеки?"

6 комментариев:

  1. Да, звучат и "библиотечные центры с рабочими зонами", и "библиотечные услуги", и "фонд школьной библиотеки". По крайней мере, в этом официальном документе наша работа обозначена профессиональными терминами, а не условным понятием "прочее". Посмотрим, что же будет дальше, а пока зарплата школьного библиотекаря зависит не от количества учащихся в школе, как раньше, а от директора.

    ОтветитьУдалить
  2. Елена, а про зарплату поговорим, когда ФЗ об образовании будет принят. Нет дыма без огня: под кого во ФГОС заложили всё это? Может у разработчиков и в голове не было, что столь важные задачи они прописывают "техперсоналу" школы, но мы-то понимаем, что при теперешнем положении дел этот ФГОС - мыльный пузырь!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за публикацию! Как раз к моему докладу на ученом совете. Все в третьем варианте ФГОСа нормально, стандарт современный и формулировки четкие. Наверное, на этом стоило бы и остановиться разработчикам. Конечно, нет предела совершенству, но есть и народная мудрость: "Лучшее - враг хорошего". Терминологическая база в отношении школьных библиотек предполагает и упорядочение процедуры аттестации, и отсутствие унизительной зависимости библиотекаря от симпатий-антипатий начальства (что имеет место быть, увы!). Стандартизация. А дальше - изменения в Законе об образовании. В дальнейшем - даль!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо, Green'e, думаю, что Вам удалось сходу понять всю терминологическую паутину нового проекта (сказывается профессионализм, все-таки!), хочется знать - чей вариант будет принят?

    ОтветитьУдалить
  5. Это Вы МЕНЯ спрашиваете? Лестно, сэр! Не знаю я! Мне нравится третий, процитированный Вами. Скажу, чтобы его приняли :-)) Нет, правда, остановиться надо уже и принимать конкретные решения. Но наше местное Монобр зашевелилось и без конца косультируется со мной как раз потерминологической базе. Надоело так им все объяснять! А еще ведь писать за них придется нормативы по процедуре аттестации школьных библиотекарей... Где взять время, нервы, силы на обслуживание чиновников? Вопрос риторический.

    ОтветитьУдалить
  6. Простите за безграмотность! Поспешила я что-то! Ачяпятки! :-)

    ОтветитьУдалить

Модератор настроения

Хорошее настроение, не отходя от компьютера


Вводим своё имя в строке, над которой написано «ENTER YOUR NAME», жмём «OKEY», включаем колонки погромче и смотрим, как настроение повышается само собой!



Получить код для вставки хорошего настроения в свой блог.

Коллеги-блоггеры отметили наш

Коллеги-блоггеры отметили наш