четверг, 9 декабря 2010 г.

Еще немного о PISA 2009...


Вроде бы все опубликовано, ни добавить, ни убавить, смотри и наслаждайся тем, что количество набранных баллов в 2009 году - 459 все-таки больше, чем 3 года назад - 440. И от группы "середняков", чьи результаты не отличаются от среднего балла по странам ОЭСР (OECD) нас отделяет "всего-то" 30 баллов. Всего-то.... А ведь в этой группе такие страны, как Великобритания, Германия, Швеция, Франция. Как сравнишь мысленно уровень образования в наших СОШ и там, да еще представишь, что они - не первые, а во главе списка - Китай, Корея, Финляндия, Сингапур, Канада, Новая Зеландия, Япония, Австралия... Честное слово, становится не по себе!
Ассоциация школьных библиотек России, специалисты по чтению, ученые библиотековеды вместе с сообществом российских школьных (и не только) библиотекарей находилось в тревожном ожидании целый год, в течение которого происходила обработка данных исследования PISA-2009. Сказать по правде, чуда никто не ожидал. Причиной тому – устойчиво низкие места в трех предыдущих исследованиях. Плюс к этому усугубление той катастрофической ситуации, в которой на протяжении многих лет находятся школьные и детские библиотеки (кризис фондов, кризис кадров, переход на 0,5-0,25 ставки, закрытие и перепрофилирование), плюс кризис, сказавшийся и на всей книжной отрасли и рынке печатных СМИ, и на материальном положении образовательных учреждений. Все эти факторы негативно сказываются на формировании читательской среды, в которой находятся наши дети и уровень развития которой прямым образом, по мнению ученых и педагогов, сказывается на развитии личности ребенка, на его успехи в обучении, в конечном счете – на его личный «индекс PISA».
Да, современная библиотека – это не только качественные фонды, это еще и современное оборудование, позволяющее обеспечить доступ к информации, ее получение и переработку, креативное использование в процессе обучения. Для этого, помимо оборудования, нужны квалифицированные специалисты, способные и с техникой управляться, и с информацией работать, и в учебный процесс встраиваться, да еще и с юными читателями работать, как индивидуально с каждым, так и организуя коллективные мероприятия. А для этого нужно выстраивать систему подготовки-переподготовки кадров, прилагать усилия к тому, чтобы сама профессия БИБЛИОТЕКАРЬ (школьный в том числе!) стала привлекательной для молодежи и его статус в современной школе, в обществе, и оплата труда – позволили бы ходить людям этой профессии с высоко поднятой головой!
Результаты PISA – 2009 должны стать информационным поводом для привлечения СМИ к нашей теме на всех уровнях – от центральных изданий, радио и телевидения до личных блогов!
В своё время PISA-шок испытали многие страны, в т.ч. развитые, с богатейшими культурными традициями. В тех из них, где были предприняты решительные меры в решении вопросов развития детского, подросткового чтения, укрепления школьных и детских библиотек на уровне государственной поддержки (Германия, Великобритания, Норвегия, США), ситуация сегодня выглядит намного лучше, чем в России. А это значит, что пора принятия экстренных решений на всех уровнях государственной власти в России давно настала! Ведь сегодняшние (да и вчерашние!) 15-летние подростки в скором времени пополнят ряды функционально неграмотных работников, вольются в те, или иные профессиональные сообщества во всех сферах жизни общества, т.е. нашей с вами жизни. О каком изменении качественного уровня жизни могут говорить руководители нашего государства? На кого рассчитывают они, говоря о коренных преобразованиях России?
Огромные усилия, которые на протяжении вот уже шести лет Ассоциация школьных библиотек России вкладывает в то, чтобы столкнуть глыбу проблем с горы непонимания и ввести темы детского чтения, информационной культуры, функциональной грамотности, школьной библиотеки в «повестку дня» чиновников от образования и руководителей всех уровней. А ведь реальные изменения могут начаться уже сейчас и для этого не нужно ждать утверждения государственных бюджетных ассигнований в виде ФЦП. Каким образом? Ну, например, так, как это было в Великобритании после исследования PISA 2000года, когда первое лицо государства, в то время – Премьер-министр Тони Блэр объявил по национальному телевидению о немедленном развертывании государственной программы поддержки чтения.

Обозначил бы Дмитрий Анатольевич Медведев в своем Послании к Федеральному собранию тему поддержки школьной библиотеки и развития детского чтения четко и однозначно, а не как само собой разумеющееся в ходе реализации президентской инициативы «Наша новая школа», уверены, многие преобразования, уже поднятые до уровня Государственной Думы Российской Федерации, получили бы мощный импульс в своем развитии и опорой им стали бы местные органы власти. А школьным библиотекарям что нужно? В первую очередь – чтобы на работу не запретили ходить. Это доля шутки, а если серьезно, то немедленно нужно прекратить эксперименты на выживание: 0,5 - 0,25 ставки при оплате 5-6 тысяч – это циничное издевательство! По статусу библиотекарь в школе приравнивается к техническому персоналу – уборщице и истопнику! Не до PISA – ноги бы не протянуть от такой оплаты при такой нагрузке! При поддержке администрации школы многое можно изменить силами директора школы, примеров тому немало, познакомьтесь, хотя бы, с опытом директора Уваровской СОШ (Тамбовская обл.) Владимира Николаевича Ардабьева, который в своем блоге «Я так думаю!» описывает свою школьную библиотеку, как «Кабинет № 1 в школе»   Жаль, что таких директоров в России очень мало (а Владимир Николаевич в этом году – призер конкурса «Лучший директор школы» , остальные, в лучшем случае, ждут распоряжения от начальства
Написал и подумал, а кому написал? Наши блогосферцы обо всем этом по 10 раз переговорили, даже поспорили не однажды. Директорам школ? Пожалуй, для этого нужно разместить пост в другом сообществе. Наверное, все-таки, засела внутри маленькая мыслишка, ну вовсе пустяшная: а вдруг прочитает сам Медведев, или Путин? Вроде бы ничего лишнего не сказал, а коллеги, если захотят, еще и добавят в FF. Всего-то четко и внятно произнести на всю страну 2 слова: школьная библиотека. Можно еще добавить, что без современной школьной библиотеки не будет никакой "Новой школы" и никакого повышения индекса PISA у будущих преобразователей России...
Итак, итоги исследования PISA (для России неутешительные) подведены. Сообщество школьных библиотекарей и специалистов по чтению готово действовать. Ваше слово, господин Президент!

8 комментариев:

  1. Вы читали в "Комсомолке" статью "Как простой работник аэродрома спас самолет с 72 пассажирами"? Замечательный Человек просто честно делал своё дело - сохранял в Ижме взлётную полосу 12 лет!, последние годы бесплатно. Наградили за спасение людей всех, кроме него. Вот так и библиотекари - просто и честно работают, да ёще с фантазией и огоньком, осваивают ИКТ быстрее учителей, а числятся техничками с дипломами.Уповать на доброго барина? Не приедет, не рассудит!

    ОтветитьУдалить
  2. Да, вы - звери, господа-чиновники. В очередной раз убеждаешься, что в нашей стране рабовладельческий строй. Теперь зарплаты библиотекарям не хватает даже на питание. У нас прошел областной конкурс "Библиотека - лидер года". Среди всех библиотек области совершенно блестяще выглядели школьные библиотеки, вышедшие в финал конкурса: работа инновационная, библиотекарь креативный, современный. модный (!!!). И приз победителю - небольшая книжная коллекция. Все! Правда, одной муниципальной сельской библиотеке спонсоры подарили ... принтер. А в ней ни одного компьютера нет! Идет по России словесный треск: новая школа, инновационные процессы, повышение качества жизни, нанотехнологии... Скучно жить на этом свете, господа!

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, уважаемые библиотекари. Почему как люди книжные, люди Слова, вы не учите иностранные языки? И не пытаетесь себе помочь сами, не ожидая благ от "добрых бар"? (Их не существует!) А освоив компьютерную технику и иностранные языки, не зарабатываете переводчиками или пишете-продаёте иностранным издателям (только не нашим издателям - уворуют) собственноручно написанные произведения? Вам же есть что сказать? Выходите из своего нищего состояния и далее по возможности уезжайте в те государства, где интеллигенция в цене -работать тем же сельским (или городским) библиотекарем в Германии, Австралии и т.п. Или здесь поработайте журналистом или переводчиком, наконец? Зачем прозябать в полуголодном состоянии? Или не и голодны вовсе? Или нищенство & лень так милы? Кого вы здесь в России хотите просвещать, здесь четыре/пятых детишек - олигофрены либо от рождения, либо благодаря семейному воспитанию у родителей-наркош-алкоголиков? И так будет всегда. Люди умные, откочёвывайте к своим братьям по разуму или зарабатывайте что ли здесь, переквалифицировавшись...

    ОтветитьУдалить
  4. Жёстко.
    Если над первой частью комментария Анонимного ещё можно поразмышлять, то вторая отторгается однозначно!
    1. Не все дети - олигофрены, это Вы зря! Очень много хороших ребятишек и ради них хочется работать.
    2. А если я не хочу уезжать из своей страны, при всём уродстве нашего государства? Страна и государство для меня - две разные вещи: страну я люблю, государство ненавижу!
    3. Так ли мы уж нужны в других странах за морями-океанами?
    4.Я, честно и увлечённо делая своё дело, просто хочу получать НОРМАЛЬНУЮ (не огромную, а нормальную!) зарплату в своей стране и на своей земле, не подрабатывая при этом ещё где-то. А на подработку элементарно не остаётся времени - ухожу из школы уже затемно. Разве я многого хочу?
    5. И последнее: а если бы простой работник аэродрома бросил всё и уехал, то кто бы спас самолет с 72 пассажирами?
    Дай бог, и нас помянут добрым словом!

    ОтветитьУдалить
  5. Интересные заметки на тему, казалось бы касающуюся образования школьников. Согласен с Любовью - не все видят счастье в сытой жизни вдалеке от России. Есть любимое дело здесь, на родине, есть корни наконец, которые не позволяют в одночасье все бросить и уехать. Да и действительно, если брать массовое явление миграции россиян, как гипотетически возможное, то, действительно - кому "там" нужны толпы рабочей силы? Своих гастарбайтеров хватает - возьмите пример Франции, Германии. Уважаемый Аноним лукавит, призывая к подобному решению вопроса: как я понимаю, сам он свой выбор уже сделал и, наверное, видит изнутри все проблемы приезжающих за лучшей жизнью. Да простят меня те, кто смог добиться успеха, на эту тему дискутировать я не буду, т.к. это дело КАЖДОГО. В России выпускников библиотечных вузов с удовольствием переманивают в бизнес-структуры, т.к. это специалисты высокой квалификации, умеющие и с информацией работать, а если с практическим опытом - и оргработой заниматься. Беда в том, что резко сократилось число кафедр, где готовят библиотекарей! А за счет естественного старения кадров, обновление происходит зачастую неквалифицированными работниками, которых нужно переучивать. Мотивировать, увы, нечем - з/п ниже плинтуса. Вот и работают в большинстве школьных библиотек незамотивированные, неквалифицированные, равнодушные по большому счету люди. И не к ним лично претензии - "в консерватории" нужно изрядно подправить, чем и занимаемся. А Люба - из высококвалифицированных кадров, из тех, на кого можно положиться, кто сможет вытянуть профессию, когда помощь придет. Вот только об одном молимся - еще бы день простоять, да ночь продержаться...

    ОтветитьУдалить
  6. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  7. Анатолий Владимирович Краснянский (на gmail): В некоторых заданиях программы PISA-2000,PISA-2003 и 2006 полно ошибок - анализ этих заданий есть на сайте
    http://www.avkrasn.ru/.

    ОтветитьУдалить
  8. Все правильно, weblogerman! "В консерватории" разлад полный. Чиновники Минобр вразумительно ни на один вопрос ответить не могут. Замотивированы они хорошо, да профессионализма не хватает. Очень раздражают их умные и честные специалисты. А насчет уехать... Не напрасно Аноним не назвался (то есть, назвался именно так). Знаем мы языки, знаем мы конъюнктуру рынка рабочей силы, видим, что на Западе "тепло и сыро", понимаем востребованность там нашей профессии. Но... есть нюансы. Есть то, что не купить. И некоторые это понимают.

    ОтветитьУдалить

Модератор настроения

Хорошее настроение, не отходя от компьютера


Вводим своё имя в строке, над которой написано «ENTER YOUR NAME», жмём «OKEY», включаем колонки погромче и смотрим, как настроение повышается само собой!



Получить код для вставки хорошего настроения в свой блог.

Коллеги-блоггеры отметили наш

Коллеги-блоггеры отметили наш