среда, 8 декабря 2010 г.

Итоги PISA 2009 - утраченные иллюзии для России...

Читательская грамотность– способность человека понимать 
и использовать письменные тексты,  размышлять о них 
и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
 расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
На днях на сайте Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО были опубликованы результаты очередного исследования PISA - 2009. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development) с 2000 года. Исследование PISA проводится трехлетними циклами. В 2009 году проводится четвертый цикл исследования.
Основными областями для оценки образовательных достижений в 2009 году стали «грамотность чтения» (приоритетная область оценки, на которую отведено две трети времени тестирования), «естественнонаучная грамотность» и «математическая грамотность». В этом посте приводим фрагмент исследований, касающийся оценки читательской грамотности.



Основной целью исследования PISA является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопрос исследования – «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В этом отражаются современные тенденции в оценке образовательных достижений.
В исследовании PISA также изучаются факторы, которые позволяют объяснить различия в результатах учащихся стран-участниц программы. К данным факторам относятся характеристики учащихся и их семей, характеристики образовательных учреждений и учебного процесса.
Таким образом, в исследовании PISA одновременно реализованы несколько современных инновационных идей в измерениях: оценка функциональной грамотности, изучение отношений, интереса, мотивации и учебных стратегий.
Программа PISA-2009, как и программы предыдущих лет, осуществлялась консорциумом, состоящим из ведущих международных научных организаций при участии национальных центров и организации ОЭСР.
В исследовании 2009 года приняли участие 65 стран мира
В России в данном исследовании участвовали 213 образовательных учреждений из 45 субъектов РФ.

По оценке читательской грамотности российские учащиеся заняли 41-43 места

1. Уровень и качество читательской грамотности 15-летних учащихся стран определялись по среднему баллу представительной выборки учащихся по международной шкале, распределению учащихся стран по уровням грамотности, а также профилю овладения различными элементами грамотности.
Средний балл российских учащихся по читательской грамотности в 2009 году составил 459 баллов по 1000-балльной шкале, что статистически ниже, чем средний балл по странам ОЭСР (493 балла). Российские учащиеся по данной области занимают 41-43 место среди 65 стран с учетом ошибки измерения.
Для сравнения приведем сравнительную таблицу итогов по России, начиная с 2000 года:
ГОД
Кол-во стран-участниц
Место России
2009
65
41-43
2006
57
37-40
2003
40
32-34
2000
32
27-29

Самые высокие результаты продемонстрировали учащиеся двух стран ОЭСР – Республики Корея (539 баллов) и Финляндии (536 баллов). Однако учащиеся Шанхая (города центрального подчинения Китая), которые впервые приняли участие в исследовании PISA в 2009 году, показали еще более высокие результаты – 556 баллов. В пятерку лучших стран и территорий Гонконг (Китай) – 533 балла и Сингапур – 526 баллов.
2. В соответствии с уровнями читательской грамотности, установленными в исследовании PISA, число 15-летних учащихся России, готовых относительно адекватно использовать более или менее сложные тексты для ориентации в повседневных ситуациях, составляет 72,6% (в среднем по ОЭСР – 81,4%); из них готовых к самостоятельному обучению с помощью текстов в России 14,3% (28,6% в среднем в странах ОЭСР). Не готовых ориентироваться с помощью текстов даже в знакомых житейских ситуациях в России 27%, что на 8% больше, чем в странах ОЭСР. Эти учащиеся не достигли порогового уровня читательской грамотности (2-го уровня по международной шкале).
(приведена схема профессора НИИИТ СС КемГУКИ Н.И. Гендиной)

В России ведущим является 2-ой уровень читательской грамотности, обслуживающий самые элементарные житейские ситуации (общественные, деловые и учебные), требующие минимальной опоры на письменное сообщение. В странах ОЭСР ведущим является 3-ий уровень читательской грамотности, что дает основание предсказывать более высокую успешность 15-летних учащихся развитых стран в различных ситуациях реальной жизни, где ориентация происходит с опорой на текст.
3. Анализ тенденций, проявившихся за девять лет (с 2000 по 2009 годы), показывает сложную картину изменения читательской грамотности российских учащихся 15-летнего возраста: значимое снижение в период с 2000 по 2003 годы (с 462 баллов до 442 баллов), сохранение результатов с 2003 по 2006 годы (440 баллов) и повышение результатов практически до значений 2000 года за период с 2006 по 2009 годы.
За девять лет процент российских учащихся, чьи достижения в международном тесте были ниже порогового уровня (2-го уровня по международной шкале), не изменился; число учащихся, продемонстрировавших высокие результаты, соответствующие 4-6 уровням читательской грамотности, снизилось на 2%.
4. Гендерные различия, характерные для всех стран, включая и Россию, не изменились за 9 лет: российские девушки неизменно демонстрируют более высокую читательскую грамотность, нежели юноши. Средний балл девушек в 2009 году в России составил 482 балла (в странах ОЭСР – 513), а юношей – 437 (в странах ОЭСР – 474).
5. Российские 15-летние учащиеся в 2009 году демонстрируют относительную умелость в извлечении нужной информации и интерпретации авторских сообщений и слабость в умении выразить свое мнение по поводу прочитанного, включить сообщение текста в контекст собственного опыта, критически отнестись к авторскому сообщению.
В читательском профиле российских учащихся за девять лет существенно (на 18 баллов) вырос показатель «умение находить и извлекать информацию из текстов», однако не менее существенно (на 14 баллов) уменьшился показатель «умение осмыслять и оценивать сообщения текстов».
Результаты исследования убедительно показывают, что России, как и большинству стран мира, предстоит преодолеть ряд препятствий на пути к всеобщей читательской грамотности в ее сегодняшнем понимании. Среди первостепенных:
•  Сбалансировать развитие трех основных читательских умений, составляющих читательскую грамотность.
•  Оказать адекватную помощь двум группам педагогического риска: самым «слабым» и самым «сильным» читателям – обеспечить достижение порогового уровня читательской грамотности большинством учащихся и создать условия для более полного раскрытия способностей талантливой молодежи.
•  Обратить особое внимание на чтение мальчиков.
О том, что эти задачи решаемы, говорит опыт стран, сумевших этого добиться за девять лет, прошедших между исследованиями PISA-2000 и PISA-2009. Мониторинг качества образования с помощью теста PISA не дает прямого ответа на вопрос, КАК воспитывать читателей, способных к самостоятельному обучению с помощью текстов. Однако некоторые опоры для педагогических действий в желательном направлении заложены в описании уровней читательской грамотности, которые последовательно осваивает каждый читатель. Благодаря данным, предоставленным исследованием PISA-2009, мы знаем, что и в России, и в развитых странах мира больше половины 15-летних учащихся научились с помощью печатного текста ориентироваться в житейских ситуациях. Однако число учащихся, которые этому еще не научились, в России вдвое больше, чем в странах ОЭСР. Число учащихся, которые научились использовать тексты для того, чтобы учиться – осваивать новые, не только житейские понятия, в России вдвое меньше, чем в странах ОЭСР.
Представляется целесообразным с этой точки зрения проанализировать все материалы для чтения, которые функционируют в школе. При этом следует обратить особое внимание на 5-7 классы. Дело в том, что в международном мониторинге PIRLS отечественное образование продемонстрировало чрезвычайную успешность выпускников начальной школы. PIRLS изучает читательскую грамотность учащихся, проучившихся четыре года. Четвертый год обучения принято считать важнейшим рубежом в формировании главного результата современного образования – умения учиться. В благоприятной образовательной среде между третьим и пятым годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования.
Итак, мы располагаем следующими фактами.
•  Российские четвероклассники (по данным PIRLS 2001 и 2006 годов) обладают чрезвычайно высоким уровнем готовности к чтению для обучения.
•  Основное чтение для обучения (прежде всего – обучение по учебникам истории, географии, биологии и пр.) начинается в 5-7 классах.
•  К 9-10 классу (по данным PISA 2000, 2003, 2006, 2009 годов) читательская грамотность российских учащихся оказывается существенно ниже мировых стандартов.
Логично предположить, что на переходе из начальной в основную школу должны быть обеспечены педагогические условия, превращающиеся готовность учащихся к чтению для обучения в читательское умение, обеспечивающее самообучение молодых людей за порогом школы.


По оценке уровня математическая и естественно-научной грамотности Российские 15-летние школьники также оказались в группе стран, результаты которых в 2009 году существенно ниже результатов стран ОЭСР:
·         По результатам исследования математической грамотности средний балл российских учащихся составил 468 баллов (по странам ОЭСР – 496), что соответствует 38-40 местам среди 65 стран-участниц
Наивысшие результаты показали учащиеся Шанхая (Китай) со средним баллом 600, Сингапура – 562 балла, Гонконга (Китай) – 555 баллов, Республики Корея – 546 баллов и Тайваня – 543 балла.
  • Средний результат российских учащихся по естественнонаучной грамотности  составляет 478 баллов (по странам ОЭСР – 501). С учетом ошибки измерения по данной области занимают 37-40 места среди 65 стран.
В лидирующей группе оказались учащиеся Шанхая (Китай) со средним баллом 575, Финляндии – 554 балла, Гонконга (Китая) – 547 баллов, Сингапура – 542 балла и Японии – 539 баллов.

Более подробную информацию о результатах международной программы PISA-2009 можно получить на странице публикаций сайта  http://www.centeroko.ru.


Смотри также по этой теме: 
результаты международной программы PISA-2009 на сайтах:
Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) (Organization for Economic Cooperation and Development, OECD) 
Австралийского Совета педагогических исследований (The Australian Council for Educational Research, ACER)
Еще немного о PISA 2009... http://rusla- yrr.blogspot.com/2010/12/pisa-2010.html


Сьюзан Крюгер. PISA- шок и его последствия:будущее детских библиотек Германии / «Школьная библиотека» №1-2, 2005, стр.37-42                 Скачать>>
Международный экзамен PISA: Израиль ниже среднего в Европе http://www.7kanal.com/news.php3?id=279538
Новозеландские частные школы лучше британских школ, говорится в обзоре PISA
Доклад Президента РШБА Т.Д. Жуковой на 1-м съезде школьных библиотекарей России (Пушкинские Горы, 2007)
См. также раздел портала школьных библиотек России – «Съезды, Форумы» http://www.rusla.ru/rsba/association/progress.php

2 комментария:

  1. Прошу прощения за неработающую ссылку про PISA-шок в Германии - редактор отказывается обрабатывать пост, наверное перегрузил...
    Даю ссылку здесь (материал еще висит на портале www.rusla.ru): http://rusla.ru/rsba/librarian/PISA-Shock-1-2-2005.pdf

    ОтветитьУдалить
  2. В некоторых заданиях программы PISA-2000, PISA-2003 и PISA-2006 полно ошибок. Анализ этих заданий на сайте http://www.avkrasn.ru/.

    ОтветитьУдалить

Модератор настроения

Хорошее настроение, не отходя от компьютера


Вводим своё имя в строке, над которой написано «ENTER YOUR NAME», жмём «OKEY», включаем колонки погромче и смотрим, как настроение повышается само собой!



Получить код для вставки хорошего настроения в свой блог.

Коллеги-блоггеры отметили наш

Коллеги-блоггеры отметили наш