Подведены итоги переписи блогов школьных библиотек в России, которая проходила с 17 октября по 10 ноября 2010 года.
Присоединяюсь к всеобщей оценке этого подвига, совершенного блоггерами нашего сообщества, вдохновленными Любовью Брюховой: работа была проведена на голом энтузиазме по инициативе, зародившейся в небольшом блог-сообществе школьных библиотек, которому всего год от роду (группа BIBLIO-MEDIA – результат дистанционного обучения школьных библиотекарей «Я учусь работать в блоге!», проходившего осенью 2009 года). Огромная благодарность за самоотверженный труд всем, кто делал, помогал проводить это исследование, молодцы! Получился отличный материал для публикации в журнале «Школьная библиотека» и на портале школьных библиотек России («Библиотечные блоги России сосчитали!»).
Эмоционально окрашенные результаты лучше всего изучить, читая блестящие отчеты в блоге "МИРЫ БИБЛИОТЕК", тем более, что автор - Любовь Брюхова - обещала опубликовать еще не один комментарий...
Завершен колоссальный труд, в результате которого удалось зафиксировать 427 интернет-ресурсов, имеющих отношение к деятельности библиотек (168 - в чистом виде школьных) и к чтению. Много это или мало? В масштабах официальной школьной статистики (в России более 60 тысяч образовательных учреждений) вроде бы совсем мало. Я не претендую на детальный анализ этого факта, возможно при более тщательном изучении интернет-представительства российских школ с привлечением ресурсов, подобных тем, что используются при Всероссийской переписи библиотек можно получить исчерпывающую картину в этой области и провести любой анализ вдоль и поперек…
Если вернуться к статистике и попытаться хоть чуточку высветить соотношение 168 / 60000, то сказать можно лишь одно – разрыв ошеломляющий! Думаю, что это не переписчики «недоработали» – за 2 месяца было поднято все, что хоть чуть "шевелилось"! Цифра 168 радует тем, что это – активные библиотекари, те, на кого можно опираться при выборе пилотных площадок для продвижения инновационных проектов, внедрения новых технологий. Даже если реальных блоггеров больше, то не в разы и уж точно не на порядок! Блоггер тем и живет, что ищет контакты для общения, обмена опытом, самореализации, если хотите. И «прочесанный» кустовым способом интернет выдал именно такое количество школьных библиотечных блогов (в том числе и не ведущихся долгое время). Это вовсе не означает, что в школах нет интернета – есть! И по официальным и по реальным данным. Теперь остается получить ответ: где в школе есть интернет и каково его качество? Отпадет добрая половина от 60 тысяч – если не в библиотеке, то, в лучшем случае, в кабинете информатики, а то и просто у директора под замком. Многие ли школы ведут свои сайты? Тут картина тоже неоднозначная, но более обнадеживающая. Все-таки сайт школы – это административный «девайс», о котором спрашивают, когда требуется отчет о внедрении новых технологий (помните волны компьютеризации – интернетизации?) Возьмем за основу официальные данные, опубликованные в статистическом бюллетене «Образование в России – 2008» (более поздних обобщенных данных в опубликованном виде не удалось найти). По таблице состояния МТБ дневных государственных (муниципальных) образовательных учреждений (включая дневные интернаты), в 2007-2008 учебном году было зарегистрировано 53570 школ (в т.ч. 36189 средних (полных)). Число школ, имеющих библиотеки (книжный фонд) – 54339 (!?). Число школ, имеющих кабинеты основ информатики и ВТ – 43139. Число учреждений, подключенных к Интернету – 50880. Количество ПК, подключенных к Интернету – 286594. Количество учреждений, имеющих адреса электронной почты – 37220.
Из этого набора данных с учетом того, что сейчас 2010 год, можно предположить, что число школ, имеющих свои сайты – болше 40000. Выборочный анализ по некоторым регионам подтверждает, что эта цифра колеблется от 80 до 100 %. Много ли школ имеют сайты школьной библиотеки? По тем же выборочным данным, увы, только 5 – 30%. Причем 30% - это в школьных библиотеках Москвы с учетом работоспособных страничек библиотек в составе сайта школы, а если брать самостоятельные сайты, то получим те же 5-6%. В целом по стране ближе к истине лежит на наш взгляд цифра 5%, т.е. порядка 2000 школ имеют в том, или ином виде интернет-представительства школьной библиотеки. Это означает, что в этих библиотеках работают инновационно-мыслящие библиотекари, умеющие применять новые технологии на практике. Это означает, что когда мы организуем те, или иные мероприятия, связанные с обучением, внедрением чего-либо нового, да просто взываем к сообществу, то на наши призывы реально может отозваться в идеальном случае не более 2000 человек (цифра "слегка" оптимистично округленная, но, всеже, проверенная нашим опытом).
Так как же в этом свете выглядит цифра 168? Почти 10% - это не так уж и плохо! Во всяком случае, есть поле для деятельности, для проведения дальнейших школ по обучению работе в блогах, для усиления нашего интернет-сообщества школьных библиотек России! В трудные времена, которые переживает сегодня система школьных библиотек, очень важно иметь творческое, боеспособное ядро единомышленников, преданных своему делу и умеющих креативно мыслить, вокруг которого сплотятся все остальные.
По последним данным на 2009-2010 годы, полученным РШБА из регионов, количество школьных библиотек сократилось почти на 1000. Более точные цифры мы получим после Всероссийской переписи библиотек, которая начинается с 1 января 2011 года.
Пресс-служба РШБА
понедельник, 29 ноября 2010 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Модератор настроения
Хорошее настроение, не отходя от компьютера
Вводим своё имя в строке, над которой написано «ENTER YOUR NAME», жмём «OKEY», включаем колонки погромче и смотрим, как настроение повышается само собой!
Получить код для вставки хорошего настроения в свой блог.
Да школьные библиотекари просто передовики... стахановцы...пионеры! Дружные, сплочённые (видимо, в этом немалая заслуга и РШБА!), лёгкие на подъём - просто молодцы! Я из другой системы, поэтому, могу писать об этом без страха обвинений в предвзятости. К тому же, перепись ещё раз наглядно всё это подтвердила.
ОтветитьУдалитьСпасибо, но заслуга в web-сплочении школьных библиотекарей принадлежит Елене Ястребцевой и ее коллегам, так удачно инициировавшим наше сообщество в ходе дистанционного обучения "Я учусь работать в блоге". Хорошие, инициативные библиотекари есть в любой системе, просто их мало, их нужно искать и объединять, пока они не "вымерли" по одиночке...
ОтветитьУдалитьВот-вот, "пока они не "вымерли" по одиночке...". Всё-таки, школьным коллегам повезло: у них и своя библиотечная ассоциация есть, и своя Елена Ястребцова ... :)
ОтветитьУдалить