С 1 по 4 марта северная столица принимала Съезд школьных библиотекарей Северо-западного Федерального округа «Школьная библиотека - центр притяжения». Это был 5-й межрегиональный форум такого масштаба (до этого прошли съезды в Южном, Центральном, Приволжском и Уральском округах), собравший в Санкт-Петербурге делегатов из 10 субъектов Российской Федерации. В мероприятиях съезда приняли участие более 200 человек – школьные библиотекари, методисты по библиотечным фондам, специалисты местных органов управления образования, представители государственных органов власти, общественных организаций, ведущих российских издательств, деятели науки и культуры.
Основная цель Съезда, которую организаторы ставили перед собой – объединить усилия федеральных и региональных органов власти, библиотечной, педагогической и родительской общественности, бизнес-сообществ для выравнивания развития школьных библиотек и обеспечения их деятельности как базовых структур процессов модернизации российского образования в условиях реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Программа Съезда получилась весьма насыщенной и была составлена таким образом, чтобы участники получили реальную возможность обсудить инновационный опыт коллег и современные достижения библиотечной науки и практики, современных интернет-технологий и инноваций, направленных на ускорение процессов модернизации школьных библиотек. Научную составляющую обеспечивали хорошо известные в библиотечном мире представители профессорско-преподавателького корпуса, "заболевшие" проблемами школьных библиотек, детского чтения, информационной культуры: С.А. Басов (РНБ), А.В. Соколов (СПБ ГУКИ), И.А. Панкеев (МГУ им. М.В. Ломоносова), Н.И. Гендина (КемГУКИ), И.И. Тихомирова, В.А. Бородина (СПБ ГУКИ), Е.Н. Ястребцева (ИСиМО РАО). По приглашению РШБА на Съезд приезжала Луиза Маркуардт, Президент Ассоциации школьных библиотек Европы (г. Рим, Италия).
Торжественное открытие и пленарное заседание, как и было запланировано, состоялось в Президентской библиотеке им. Б.Н. Ельцина. Наверное этот факт притянул представителей многочисленных СМИ (в том числе и телевизионных). Во всяком случае им было что снимать и о чем рассказывать.
Круг обсуждаемых на Съезде проблем хорошо известен всем членам библиотечного сообщества. Это: роль школьной библиотеки в развитии чтения, состояние и перспективы развития корпоративной среды российских школьных библиотек, формирование общественно-государственной системы управления школьными библиотеками, музейная педагогика и литературное краеведение и многое другое. Отдельная секция была посвящена Президентской инициативе «Наша новая школа» и роли школьных библиотек в ее реализации. Мастер-классы, круглые столы, инновационная площадка, выставка печатной и медиа продукции...
Работе и материалам Съезда будет посвящен спецвыпуск журнала «Школьная библиотека» № 3-4, 2010. Подробнее о работе съезда можно узнать на портале РШБА. Спешим успокоить взволнованную общественность: портал восстановлен и работает в полном объеме (досадным техническим сбоем на сервере объясняется столь поздний выход информации о Съезде, которая будет с каждым днем обрастать новыми материалами).
В конце этого короткого сообщения хочется привести слова из доклада президента РШБА Т.Д. Жуковой, в которых отразилось общее настроение всех делегатов, равно как подавляющего большинства всех российских школьных библиотекарей:
«<…> Без целенаправленной государственной поддержки и политики патернализма — отеческого отношения государства к школьным библиотекам, самая большая библиотечная сеть страны рискует утратить свой потенциал в качестве важнейшего социального института духовно-нравственного воспитания детей, развития их интеллектуальных и творческих способностей, а ее воссоздание в будущем придется осуществлять заново, с многократным перерасходом ресурсов, времени и серьезными социальными рисками <...>».
Кадры и фонды - вот краеугольные камни, без срочного укрепления которых дальнейшие усилия энтузиастов своего дела, коих остается все меньше, будут тщетны. Об этом говорится и в принятом на Съезде проекте Рекомендаций, который, заверяем, не залежится "под сукном".
Буквально вчера, 24 марта, в добровольном самоуправляемом некоммерческом общественном объединении «Центр развития межличностных коммуникаций» по инициативе РШБА состоялась встреча Людмилы Александровны Путиной со Светланой Сергеевной Журовой, Заместителем Председателя Государственной Думы Российской Федерации, и Татьяной Дмитриевной Жуковой, президентом РШБА. В ходе встречи были обсуждены рекомендации прошедшего в Санкт-Петербурге Межрегионального Съезда школьных библиотекарей Северо-Западного Федерального округа «Школьная библиотека — центр притяжения»....
За окном весна! Греет солнышко, тает снег, вскрылись реки...
Хочется верить, что лед тронулся и в школьные библиотеки тоже, наконец-то, придет весна!
Пресс-служба РШБА
четверг, 25 марта 2010 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Модератор настроения
Хорошее настроение, не отходя от компьютера
Вводим своё имя в строке, над которой написано «ENTER YOUR NAME», жмём «OKEY», включаем колонки погромче и смотрим, как настроение повышается само собой!
Получить код для вставки хорошего настроения в свой блог.
Обращаю внимание на факт отсутствия в этом перечне "профессорско-преподавательского корпуса" представителей от образования. Сегодня уже НЕВОЗМОЖНО развитие библиотечного школьного дела без ориентации на приоритеты в образовательной политике - без понимания сути Стандартов, предъявляемых к учащемуся 21 века и интеграции всей деятельности библиотек - это снова тупиковый путь! Ведь все лозунги, которые провозглашаются сегодня, - те же, что и десять лет назад, а развития школьных библиотек реального пока нет... Может быть, все же постараться взглянуть на школьное библиотечное дело под новым углом зрения?! Может быть, все же привлечь к обсуждению путей развития библиотек не только специалистов библиотечного мира, но и специалистов университетов, педвузов, НИИ РАО, работающих в области информатизации?! Ну никуда уже без этого библиотечному делу! жаль будет потерять еще 10 лет...
ОтветитьУдалить1
ОтветитьУдалитьДействительно, тема школьных библиотек стала обсуждаться более 10 лет назад. И не просто обсуждаться. За это время многое сделано полном отсутствии желания помочь со стороны тогдашнего руководства образованием. Нас попросту никто не слышал и не слушал! И вопросами информатизации школьно-библиотечной работы, электронной каталогизации, созданием того, что сейчас получило прописку под названием «информационно-методический центр» мы занимались еще в 1996 году и создали-таки модель (пусть не совершенную, но действующую) такого центра в одном из округов Москвы. И приезжали посмотреть на это «чудо из будущего» многие специалисты и чиновники, в т.ч. из образовательных НИИ и министерств.
ОтветитьУдалитьИменно начальник управления Министерства образования П.Г. Буга увидел у нас прообраз школьной библиотеки будущего, оснащенной по последнему слову техники (это не про нас тогдашних ), хорошо укомплектованной фондами (и не только книжными) и квалифицированными кадрами. Если бы он не ушел из жизни так рано…
Педвузы, университеты, НИИ РАО и прочие кузницы кадров и стандартов для школ – их огромное количество! И никто пока всерьез не воспринял проблему школьных библиотек, хотя пути-дороги на наши съезды и форумы открыты и Ассоциация готова сотрудничать с любым из них. Все они входят в ведомство Минобрнауки, а мы как раз пытаемся воздействовать на всю систему в целом, привлекая внимание к проблемам школьных библиотек руководителей системы образования, тех, в чьем ведении находятся и подготовка кадров для школ и сами школы. Если педвузы не готовят школьных библиотекарей, то как они могут по своей воле включиться в борьбу за их выживание? А в университетах культуры готовят кадры библиотекарей (в том числе и для школы). Именно поэтому так много активных участников в наших проектах среди «профессорского корпуса» этих вузов. Наверное, тема школьных библиотек и детского чтения, равно как и формирование информационной культуры личности ребенка, их интересует и они готовы защищать ее не зависимо от указания «сверху».
Конечно, стандартизация как образовательной деятельности, так и ее результатов – радикальный и правильный путь, позволяющий заранее на самом высоком уровне принятия решений заложить все необходимые условия для гармоничного развития наших детей. Уверены, что в этом своде законов и требований обязательно будут прописаны критерии и условия для развития хорошо укомплектованной по всем статьям школьной библиотеки, отведено ей заслуженное место в образовательном процессе школы, ведь на то и трудятся над стандартами специалисты РАО! Или проблемы школьных библиотек (ну, хотя бы те, что касаются Стандартов, предъявляемых к учащемуся 21 века и интеграции всей деятельности библиотек школы с этими Стандартами) составителям стандартов не известны?
На съезде СЗФО Е.Н. Ястребцева очень обстоятельно изложила необходимость освоения школьными библиотекарями новейших технологий, в частности, связанных с web 2.0. Это было первое участие в нашем общем деле представителя РАО и мы благодарим ее за выступление на пленарном заседании и интересный мастер-класс! Впереди Форум школьных библиотекарей в Михайловском и есть хорошая возможность для специалистов Академии образования заявить школьным библиотекарям страны о внесенных в готовящиеся стандарты «опорных точках и рычагах», которые помогут вскорости изменить их жизнь и работу. А может быть, на наших форумах и съездах уважаемые разработчики стандартов найдут много полезного для своей работы и мы вместе сможем значительно эффективнее продвинуться вперед.
ОтветитьУдалитьКонечно, активность вокруг проекта всегда выше, если есть финансирование, а еще лучше – заинтересованность и помощь государства. И в этой господдержке мы видим наимощнейший рычаг, способный сдвинуть тот огромный камень проблем, который лежит на пути развития школьных библиотек в России. Может быть, всего один шаг остался, еще одно усилие! Вот тут бы самое время подставить плечо, нажать всем миром! А «10 лет разговоров»…Это дела, а не простые разговоры. И подтверждений этому много. Где же было ваше плечо в этих делах 10 лет? А что касается следующих 10 лет, то их просто не будет, как не будет и школьной библиотеки в том виде, о которой мы все мечтаем, если не сделать прорыва сейчас…
Володя, уточню - Вы говорите от имени РШБА? Если так, то 1) С чего Вы взяли, что кто-то отрицает роль РШБА в состоянии дел в школьных библиотеках?! Благих намерений и добрых дел было много - и это прекрасно! Это давало надежду библиотекарям школ на улучшение в их положении в течение этих лет. 2)Сейчас время действий другого рода. Консолидация усилий, если ее не пропустить, не обойти, сможет понять и выбрать верный путь. На мой взгляд (частное мнение), необходимо в решениях, связанных с разработкой документации, о которых говорится в последних изданиях (Парламентские слушания) связаться с "разработчиками" Стандартов (к библиотекарю школы, к учащемуся), вероятно это сможет помочь "увидеть" общую проблему хронической для школы "нестыковки" требуемого от школьника на сегодня уровня знаний и того, что сегодня может дать ему и школа и библиотека, в чем именно она ему может помочь. Вероятно, на сегодня это - представители институтов РАО, университетов, педвузов, - об этом уже писала и говорила. Необходимо опираться не только на мнение библиотековедов. Следует создать комитеты, куда войдут эти люди (захотят ли? поймут ли важность проблемы? ведь к библиотечному школьному делу отношение у информатиков сильно пошатнулось даже не 10 лет - за все 20-ть, сколько идет информатизация в образовании!) 3) Уточню также что тема школьных библиотек и ее перемен под влиянием ИКТ начала обсуждаться гораздо раньше, чем Вы указываете - в 1993 г. в Министерстве образования состоялась первая конференция, сформулировавшая рекомендации школам по изменениям в школьных библиотеках (медиатеки), а в 1990 г.- на Президиуме РАО был утвержден первых проект "Школьная медиатека". А проект информатизации того самого округа, где был создан информационный центр, был прописан автором этих строк :-)... Но это так, к общему сведению.
ОтветитьУдалитьПолагаю, что именно сейчас - время безошибочных действий! За плечами - 20 лет пути, не приведшего к реальным изменениям в школьном библиотечном деле...
Прошу простить меня за неритмичные ответы, это объясняется тем, что, увы, просто нет времени и возможности оперативно реагировать, а поскольку в данном случае я выражаю в переписке позицию Ассоциации, то и согласовывать ее некогда и не с кем: вся команда занята подготовкой и сдачей документов в Государственную Думу и Правительство. Готовятся конкретные шаги по отработке решений съезда СЗФО, главная задача которых – прежде всего социальная защита школьных библиотекарей, которые работают в ряде регионов за 2-3 тыс. рублей в месяц. Кризис в системе школьных библиотек наложился на всеобщий кризис в стране, чем усилился многократно, поэтому мы считаем, что сейчас наиважнейшая задача – изменение положения школьных библиотекарей, а уж затем всеобщая информатизация. Получая ежедневно десятки писем из разных концов России и не имея возможности отреагировать, нам абсолютно ясно, что в первую очередь спасать нужно систему!
ОтветитьУдалитьЧто касается Стандартов, то в новых стандартах по начальной школе есть строчки про школьные библиотеки, мы этого добились! Что касается следующих ступеней, то в ходе съезда СЗФО состоялось заседание стратегкомитета РШБА с представителями Минобрнауки России, на котором была достигнута договоренность о создании рабочей группы по реализации Плана развития школьных библиотек, принятого год назад на совещании у замминистра образования, на котором обсуждались все «больные» вопросы, в том числе информатизации и консолидации усилий.
В августе 2009 года Т.Д. Жукова в составе группы министров образования из 14 субъектов РФ была вместе с «Эврикой» на конференции «Инновационной экономике – инновационное образование», на которой ей удалось с несколькими министрами образования регионов договориться о включении в наши проекты региональных ИПК и педвузов. Можно привести много других событий, инициированных РШБА с целью встраивания системы школьных библиотек в процессы модернизации и информатизации образования, в связи с чем предлагаем не констатировать уважаемому сообществу, что сделано, или не сделано, а вместе со сплоченным авангардом (теми, кто прошел дистанционное обучение) взяться за конкретное направление, создав соответствующий Комитет.
Володя, спасибо за добротный отчет о проделанной работе РШБА за последние годы. Под сомнение никем и не ставилась эта большая работа по привлечению внимания к проблемам школьных библиотек. Спасение "системы" школьных библиотек - благородная задача и очень хотелось бы увидеть хоть какие-то позитивные результаты в собственно школьной библиотеке (при собственной жизни). Но, к сожалению, отодвигая на всех уровнях в очередной раз вопросы "информатизации" библиотечного школьного дела, теснейшим образом связанные с образованием, его стандартами, мы снова рискуем завести "систему" в тупик ("благие намерения"), как это и происходит в ряде европейских стран...
ОтветитьУдалитьВпрочем, это происходит и у нас в стране, в наших школах - зачем ходить далеко?!
ОтветитьУдалитьВолодя, вы пишете: "Что касается Стандартов, то в новых стандартах по начальной школе есть строчки про школьные библиотеки, мы этого добились!" - Но, говоря о Стандартах, я вовсе не имею в виду "упоминание о школьных библиотеках" в них, хорошо, что есть такая строчка, но это, скорее, необходимо, как мне кажется совсем в других Стандартах (напр., в Стандартах профессиональных требований к школьным библиотекарям). Речь веду о Стандартах ученика "на выходе", основанных (и для началки и для общего среднего образования) на деятельностном подходе. И самая главная сейчас задача всех, кто продвигает общее школьное библиотечное дело - сформулировать роль и место библиотекаря в новой школе, ориентированной на деятельностный подход, что на практике означает необходимость приобретения учениками умений к самостоятельному обучению в информационном многообразном окружении
ОтветитьУдалить