среда, 29 декабря 2010 г.

Чтоб нам всем - НОВЫЙ ГОД!

Дорогие коллеги-блогосферяне!
Вот и наступает Новый год. А точнее такое впечатление, что это мы на него наступаем, а вернее налетаем со всего разгона, несемся, не в силах остановиться, того и гляди - сшибем с ног того благовидного дедулю, который притаился под ёлкой с мешком подарков и ждет того часа, когда все нальют в бокал шампанское и радостно закричат: "С НОВЫМ ГОДОМ!" 


Что пожелать нам всем? Кроме традиционного -
Счастья, здоровья, любви и удачи, денег побольше, веселья впридачу, 
Детям - пятёрок, жене - быть красивой, умной, заботливой, в меру болтливой, 
Тёще - чтоб грядки град не побил, зятю - чтоб дочку крепче любил, 
Чтобы друзья откликались повсюду, чаще встречались, верили чуду - 
чтобы всем школьным библиотекам денег Минфин наскреб по сусекам, 
Новые книги чтоб дети читали, инфокультуру свою повышали, 
Чтоб интернет был у всех скоростной, иначе мы в PISA - полный отстой... 
(дальше пусть каждый продолжит как может, я закругляюсь, пусть Бог нам поможет!)
  
- мы желаем всем немного замедлить свой бег навстречу Новому году, вспомнить самые счастливые моменты года уходящего (а они обязательно были у каждого!), собрать их в одно светлое, радостное воспоминание, простить все обиды, улыбнуться друг-другу и бережно перенести это светлое и теплое ощущение, не расплескав ни капли, в Новый год. 
Где ты, дедушка с мешком подарков? Мы тебя заждались! 
Приходи в наш Дом! 


С НОВЫМ ГОДОМ!!!


вторник, 28 декабря 2010 г.

Школьная библиотека в стандартах образования

28 декабря РШБА провела web-конференцию «Роль школьной библиотеки в реализации новых образовательных стандартов»Президент Ассоциации Татьяна Дмитриевна Жукова в своём предновогоднем обращении поздравила собравшихся у своих мониторов школьных библиотекарей, методистов, руководителей методобъединений с наступающим Новым годом и коротко подвела итоги работы Ассоциации в уходящем году, рассказала о новых проектах для школьных библиотек, в которых участвует РШБА. В ходе конференции было зарегистрировано 60 подключений более чем из 30 регионов России, причем в ряде регионов (Санкт-Петербург, Башкортостан, Ленинградская, Ульяновская, Новгородская области, Калининград) подключение происходило во время проведения заседания методобъединения.

четверг, 9 декабря 2010 г.

Еще немного о PISA 2009...


Вроде бы все опубликовано, ни добавить, ни убавить, смотри и наслаждайся тем, что количество набранных баллов в 2009 году - 459 все-таки больше, чем 3 года назад - 440. И от группы "середняков", чьи результаты не отличаются от среднего балла по странам ОЭСР (OECD) нас отделяет "всего-то" 30 баллов. Всего-то.... А ведь в этой группе такие страны, как Великобритания, Германия, Швеция, Франция. Как сравнишь мысленно уровень образования в наших СОШ и там, да еще представишь, что они - не первые, а во главе списка - Китай, Корея, Финляндия, Сингапур, Канада, Новая Зеландия, Япония, Австралия... Честное слово, становится не по себе!
Ассоциация школьных библиотек России, специалисты по чтению, ученые библиотековеды вместе с сообществом российских школьных (и не только) библиотекарей находилось в тревожном ожидании целый год, в течение которого происходила обработка данных исследования PISA-2009. Сказать по правде, чуда никто не ожидал. Причиной тому – устойчиво низкие места в трех предыдущих исследованиях. Плюс к этому усугубление той катастрофической ситуации, в которой на протяжении многих лет находятся школьные и детские библиотеки (кризис фондов, кризис кадров, переход на 0,5-0,25 ставки, закрытие и перепрофилирование), плюс кризис, сказавшийся и на всей книжной отрасли и рынке печатных СМИ, и на материальном положении образовательных учреждений. Все эти факторы негативно сказываются на формировании читательской среды, в которой находятся наши дети и уровень развития которой прямым образом, по мнению ученых и педагогов, сказывается на развитии личности ребенка, на его успехи в обучении, в конечном счете – на его личный «индекс PISA».
Да, современная библиотека – это не только качественные фонды, это еще и современное оборудование, позволяющее обеспечить доступ к информации, ее получение и переработку, креативное использование в процессе обучения. Для этого, помимо оборудования, нужны квалифицированные специалисты, способные и с техникой управляться, и с информацией работать, и в учебный процесс встраиваться, да еще и с юными читателями работать, как индивидуально с каждым, так и организуя коллективные мероприятия. А для этого нужно выстраивать систему подготовки-переподготовки кадров, прилагать усилия к тому, чтобы сама профессия БИБЛИОТЕКАРЬ (школьный в том числе!) стала привлекательной для молодежи и его статус в современной школе, в обществе, и оплата труда – позволили бы ходить людям этой профессии с высоко поднятой головой!
Результаты PISA – 2009 должны стать информационным поводом для привлечения СМИ к нашей теме на всех уровнях – от центральных изданий, радио и телевидения до личных блогов!
В своё время PISA-шок испытали многие страны, в т.ч. развитые, с богатейшими культурными традициями. В тех из них, где были предприняты решительные меры в решении вопросов развития детского, подросткового чтения, укрепления школьных и детских библиотек на уровне государственной поддержки (Германия, Великобритания, Норвегия, США), ситуация сегодня выглядит намного лучше, чем в России. А это значит, что пора принятия экстренных решений на всех уровнях государственной власти в России давно настала! Ведь сегодняшние (да и вчерашние!) 15-летние подростки в скором времени пополнят ряды функционально неграмотных работников, вольются в те, или иные профессиональные сообщества во всех сферах жизни общества, т.е. нашей с вами жизни. О каком изменении качественного уровня жизни могут говорить руководители нашего государства? На кого рассчитывают они, говоря о коренных преобразованиях России?
Огромные усилия, которые на протяжении вот уже шести лет Ассоциация школьных библиотек России вкладывает в то, чтобы столкнуть глыбу проблем с горы непонимания и ввести темы детского чтения, информационной культуры, функциональной грамотности, школьной библиотеки в «повестку дня» чиновников от образования и руководителей всех уровней. А ведь реальные изменения могут начаться уже сейчас и для этого не нужно ждать утверждения государственных бюджетных ассигнований в виде ФЦП. Каким образом? Ну, например, так, как это было в Великобритании после исследования PISA 2000года, когда первое лицо государства, в то время – Премьер-министр Тони Блэр объявил по национальному телевидению о немедленном развертывании государственной программы поддержки чтения.

Обозначил бы Дмитрий Анатольевич Медведев в своем Послании к Федеральному собранию тему поддержки школьной библиотеки и развития детского чтения четко и однозначно, а не как само собой разумеющееся в ходе реализации президентской инициативы «Наша новая школа», уверены, многие преобразования, уже поднятые до уровня Государственной Думы Российской Федерации, получили бы мощный импульс в своем развитии и опорой им стали бы местные органы власти. А школьным библиотекарям что нужно? В первую очередь – чтобы на работу не запретили ходить. Это доля шутки, а если серьезно, то немедленно нужно прекратить эксперименты на выживание: 0,5 - 0,25 ставки при оплате 5-6 тысяч – это циничное издевательство! По статусу библиотекарь в школе приравнивается к техническому персоналу – уборщице и истопнику! Не до PISA – ноги бы не протянуть от такой оплаты при такой нагрузке! При поддержке администрации школы многое можно изменить силами директора школы, примеров тому немало, познакомьтесь, хотя бы, с опытом директора Уваровской СОШ (Тамбовская обл.) Владимира Николаевича Ардабьева, который в своем блоге «Я так думаю!» описывает свою школьную библиотеку, как «Кабинет № 1 в школе»   Жаль, что таких директоров в России очень мало (а Владимир Николаевич в этом году – призер конкурса «Лучший директор школы» , остальные, в лучшем случае, ждут распоряжения от начальства
Написал и подумал, а кому написал? Наши блогосферцы обо всем этом по 10 раз переговорили, даже поспорили не однажды. Директорам школ? Пожалуй, для этого нужно разместить пост в другом сообществе. Наверное, все-таки, засела внутри маленькая мыслишка, ну вовсе пустяшная: а вдруг прочитает сам Медведев, или Путин? Вроде бы ничего лишнего не сказал, а коллеги, если захотят, еще и добавят в FF. Всего-то четко и внятно произнести на всю страну 2 слова: школьная библиотека. Можно еще добавить, что без современной школьной библиотеки не будет никакой "Новой школы" и никакого повышения индекса PISA у будущих преобразователей России...
Итак, итоги исследования PISA (для России неутешительные) подведены. Сообщество школьных библиотекарей и специалистов по чтению готово действовать. Ваше слово, господин Президент!

среда, 8 декабря 2010 г.

Итоги PISA 2009 - утраченные иллюзии для России...

Читательская грамотность– способность человека понимать 
и использовать письменные тексты,  размышлять о них 
и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
 расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
На днях на сайте Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО были опубликованы результаты очередного исследования PISA - 2009. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development) с 2000 года. Исследование PISA проводится трехлетними циклами. В 2009 году проводится четвертый цикл исследования.
Основными областями для оценки образовательных достижений в 2009 году стали «грамотность чтения» (приоритетная область оценки, на которую отведено две трети времени тестирования), «естественнонаучная грамотность» и «математическая грамотность». В этом посте приводим фрагмент исследований, касающийся оценки читательской грамотности.



Основной целью исследования PISA является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопрос исследования – «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В этом отражаются современные тенденции в оценке образовательных достижений.
В исследовании PISA также изучаются факторы, которые позволяют объяснить различия в результатах учащихся стран-участниц программы. К данным факторам относятся характеристики учащихся и их семей, характеристики образовательных учреждений и учебного процесса.
Таким образом, в исследовании PISA одновременно реализованы несколько современных инновационных идей в измерениях: оценка функциональной грамотности, изучение отношений, интереса, мотивации и учебных стратегий.
Программа PISA-2009, как и программы предыдущих лет, осуществлялась консорциумом, состоящим из ведущих международных научных организаций при участии национальных центров и организации ОЭСР.
В исследовании 2009 года приняли участие 65 стран мира
В России в данном исследовании участвовали 213 образовательных учреждений из 45 субъектов РФ.

По оценке читательской грамотности российские учащиеся заняли 41-43 места

1. Уровень и качество читательской грамотности 15-летних учащихся стран определялись по среднему баллу представительной выборки учащихся по международной шкале, распределению учащихся стран по уровням грамотности, а также профилю овладения различными элементами грамотности.
Средний балл российских учащихся по читательской грамотности в 2009 году составил 459 баллов по 1000-балльной шкале, что статистически ниже, чем средний балл по странам ОЭСР (493 балла). Российские учащиеся по данной области занимают 41-43 место среди 65 стран с учетом ошибки измерения.
Для сравнения приведем сравнительную таблицу итогов по России, начиная с 2000 года:
ГОД
Кол-во стран-участниц
Место России
2009
65
41-43
2006
57
37-40
2003
40
32-34
2000
32
27-29

Самые высокие результаты продемонстрировали учащиеся двух стран ОЭСР – Республики Корея (539 баллов) и Финляндии (536 баллов). Однако учащиеся Шанхая (города центрального подчинения Китая), которые впервые приняли участие в исследовании PISA в 2009 году, показали еще более высокие результаты – 556 баллов. В пятерку лучших стран и территорий Гонконг (Китай) – 533 балла и Сингапур – 526 баллов.
2. В соответствии с уровнями читательской грамотности, установленными в исследовании PISA, число 15-летних учащихся России, готовых относительно адекватно использовать более или менее сложные тексты для ориентации в повседневных ситуациях, составляет 72,6% (в среднем по ОЭСР – 81,4%); из них готовых к самостоятельному обучению с помощью текстов в России 14,3% (28,6% в среднем в странах ОЭСР). Не готовых ориентироваться с помощью текстов даже в знакомых житейских ситуациях в России 27%, что на 8% больше, чем в странах ОЭСР. Эти учащиеся не достигли порогового уровня читательской грамотности (2-го уровня по международной шкале).
(приведена схема профессора НИИИТ СС КемГУКИ Н.И. Гендиной)

В России ведущим является 2-ой уровень читательской грамотности, обслуживающий самые элементарные житейские ситуации (общественные, деловые и учебные), требующие минимальной опоры на письменное сообщение. В странах ОЭСР ведущим является 3-ий уровень читательской грамотности, что дает основание предсказывать более высокую успешность 15-летних учащихся развитых стран в различных ситуациях реальной жизни, где ориентация происходит с опорой на текст.
3. Анализ тенденций, проявившихся за девять лет (с 2000 по 2009 годы), показывает сложную картину изменения читательской грамотности российских учащихся 15-летнего возраста: значимое снижение в период с 2000 по 2003 годы (с 462 баллов до 442 баллов), сохранение результатов с 2003 по 2006 годы (440 баллов) и повышение результатов практически до значений 2000 года за период с 2006 по 2009 годы.
За девять лет процент российских учащихся, чьи достижения в международном тесте были ниже порогового уровня (2-го уровня по международной шкале), не изменился; число учащихся, продемонстрировавших высокие результаты, соответствующие 4-6 уровням читательской грамотности, снизилось на 2%.
4. Гендерные различия, характерные для всех стран, включая и Россию, не изменились за 9 лет: российские девушки неизменно демонстрируют более высокую читательскую грамотность, нежели юноши. Средний балл девушек в 2009 году в России составил 482 балла (в странах ОЭСР – 513), а юношей – 437 (в странах ОЭСР – 474).
5. Российские 15-летние учащиеся в 2009 году демонстрируют относительную умелость в извлечении нужной информации и интерпретации авторских сообщений и слабость в умении выразить свое мнение по поводу прочитанного, включить сообщение текста в контекст собственного опыта, критически отнестись к авторскому сообщению.
В читательском профиле российских учащихся за девять лет существенно (на 18 баллов) вырос показатель «умение находить и извлекать информацию из текстов», однако не менее существенно (на 14 баллов) уменьшился показатель «умение осмыслять и оценивать сообщения текстов».
Результаты исследования убедительно показывают, что России, как и большинству стран мира, предстоит преодолеть ряд препятствий на пути к всеобщей читательской грамотности в ее сегодняшнем понимании. Среди первостепенных:
•  Сбалансировать развитие трех основных читательских умений, составляющих читательскую грамотность.
•  Оказать адекватную помощь двум группам педагогического риска: самым «слабым» и самым «сильным» читателям – обеспечить достижение порогового уровня читательской грамотности большинством учащихся и создать условия для более полного раскрытия способностей талантливой молодежи.
•  Обратить особое внимание на чтение мальчиков.
О том, что эти задачи решаемы, говорит опыт стран, сумевших этого добиться за девять лет, прошедших между исследованиями PISA-2000 и PISA-2009. Мониторинг качества образования с помощью теста PISA не дает прямого ответа на вопрос, КАК воспитывать читателей, способных к самостоятельному обучению с помощью текстов. Однако некоторые опоры для педагогических действий в желательном направлении заложены в описании уровней читательской грамотности, которые последовательно осваивает каждый читатель. Благодаря данным, предоставленным исследованием PISA-2009, мы знаем, что и в России, и в развитых странах мира больше половины 15-летних учащихся научились с помощью печатного текста ориентироваться в житейских ситуациях. Однако число учащихся, которые этому еще не научились, в России вдвое больше, чем в странах ОЭСР. Число учащихся, которые научились использовать тексты для того, чтобы учиться – осваивать новые, не только житейские понятия, в России вдвое меньше, чем в странах ОЭСР.
Представляется целесообразным с этой точки зрения проанализировать все материалы для чтения, которые функционируют в школе. При этом следует обратить особое внимание на 5-7 классы. Дело в том, что в международном мониторинге PIRLS отечественное образование продемонстрировало чрезвычайную успешность выпускников начальной школы. PIRLS изучает читательскую грамотность учащихся, проучившихся четыре года. Четвертый год обучения принято считать важнейшим рубежом в формировании главного результата современного образования – умения учиться. В благоприятной образовательной среде между третьим и пятым годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования.
Итак, мы располагаем следующими фактами.
•  Российские четвероклассники (по данным PIRLS 2001 и 2006 годов) обладают чрезвычайно высоким уровнем готовности к чтению для обучения.
•  Основное чтение для обучения (прежде всего – обучение по учебникам истории, географии, биологии и пр.) начинается в 5-7 классах.
•  К 9-10 классу (по данным PISA 2000, 2003, 2006, 2009 годов) читательская грамотность российских учащихся оказывается существенно ниже мировых стандартов.
Логично предположить, что на переходе из начальной в основную школу должны быть обеспечены педагогические условия, превращающиеся готовность учащихся к чтению для обучения в читательское умение, обеспечивающее самообучение молодых людей за порогом школы.


По оценке уровня математическая и естественно-научной грамотности Российские 15-летние школьники также оказались в группе стран, результаты которых в 2009 году существенно ниже результатов стран ОЭСР:
·         По результатам исследования математической грамотности средний балл российских учащихся составил 468 баллов (по странам ОЭСР – 496), что соответствует 38-40 местам среди 65 стран-участниц
Наивысшие результаты показали учащиеся Шанхая (Китай) со средним баллом 600, Сингапура – 562 балла, Гонконга (Китай) – 555 баллов, Республики Корея – 546 баллов и Тайваня – 543 балла.
  • Средний результат российских учащихся по естественнонаучной грамотности  составляет 478 баллов (по странам ОЭСР – 501). С учетом ошибки измерения по данной области занимают 37-40 места среди 65 стран.
В лидирующей группе оказались учащиеся Шанхая (Китай) со средним баллом 575, Финляндии – 554 балла, Гонконга (Китая) – 547 баллов, Сингапура – 542 балла и Японии – 539 баллов.

Более подробную информацию о результатах международной программы PISA-2009 можно получить на странице публикаций сайта  http://www.centeroko.ru.


Смотри также по этой теме: 
результаты международной программы PISA-2009 на сайтах:
Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) (Organization for Economic Cooperation and Development, OECD) 
Австралийского Совета педагогических исследований (The Australian Council for Educational Research, ACER)
Еще немного о PISA 2009... http://rusla- yrr.blogspot.com/2010/12/pisa-2010.html


Сьюзан Крюгер. PISA- шок и его последствия:будущее детских библиотек Германии / «Школьная библиотека» №1-2, 2005, стр.37-42                 Скачать>>
Международный экзамен PISA: Израиль ниже среднего в Европе http://www.7kanal.com/news.php3?id=279538
Новозеландские частные школы лучше британских школ, говорится в обзоре PISA
Доклад Президента РШБА Т.Д. Жуковой на 1-м съезде школьных библиотекарей России (Пушкинские Горы, 2007)
См. также раздел портала школьных библиотек России – «Съезды, Форумы» http://www.rusla.ru/rsba/association/progress.php

среда, 1 декабря 2010 г.

Читайка и Мурзилка в хорошей компании!

3 ноября в офисе РШБА состоялся круглый стол на тему «Создание электронной библиотеки периодики для общеобразовательных учреждений».
Организаторы: Русская школьная библиотечная ассоциация и компания «СCТ-Технология хаоса».
В качестве участников были приглашены представители редакций печатных СМИ, представляющие интерес для школы в лице самых разных ее представителей – учеников, учителей, библиотекарей, руководителей, да и просто родителей. Это были журналы «Детская Энциклопедия АиФ»«Мурзилка»«Путеводная звезда. Школьное чтение» (Российский детский фонд)«Юный техник»издательский дом «Литературная учеба» и информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования».

Модератор настроения

Хорошее настроение, не отходя от компьютера


Вводим своё имя в строке, над которой написано «ENTER YOUR NAME», жмём «OKEY», включаем колонки погромче и смотрим, как настроение повышается само собой!



Получить код для вставки хорошего настроения в свой блог.

Коллеги-блоггеры отметили наш

Коллеги-блоггеры отметили наш